Слуховое внимание – очень важный навык, который ребенок начинает приобретать еще в раннем детстве. Благодаря такому умению человек может воспринимать речь, полноценно понимать все ее составляющие и анализировать их.
Содержание
Важность вопроса
Все мы ежедневно окружены множеством звуков, начиная от шелеста листьев и шума ветра и оканчивая громкими сигналами машин. Однако наибольшую значимость для человека играют речевые звуковые колебания – слова. Способность говорить и воспринимать речь является важнейшей составляющей развития детей, именно она обеспечивает полноценную коммуникацию с окружающим миром. А для обучения навыкам общения важно уметь воспринимать речь на слух.
Впоследствии хорошо развитое слуховое внимание помогает дифференцировать различные звуки и обучаться грамоте. А любые нарушения такого умения вызывают задержки развития.
Развитие слухового внимания
Работа над развитием слуха и внимания является важной составляющей деятельности логопеда и выполняется чаще всего в сочетании с формированием слуховой памяти. Такие занятия направлены в первую очередь на активацию фонематического восприятия – умения ребенка полноценно воспринимать фонемы (звуки) и артикуляционно правильно их воспроизводить.
Многие врачи приводят к выводу, что способность к восприятию отдельных элементов речи часто нарушается по причине недостаточно направленного слуха. Ребенок просто не умеет вслушиваться в речевые обороты окружающих, в результате чего звукопроизношение становится неправильным.
Работа с детьми по формированию слухового внимания осуществляется исключительно в игровой форме. Занятия со специалистом могут быть игровыми, групповыми либо индивидуальными.
Все методики развития внимания слуха у деток тесно связаны со способами формирования фонематического восприятия. Обычно работа со специалистом осуществляется в соответствии с определенным планом, который включает в себя:
- Работу над неречевыми звуками и их узнаванием.
- Работу по различению одинаковых звуков, а также слов с фразами, которые отличаются по разным характеристикам, к примеру, высоте и тембру голоса.
- Обучение умению различать слова с похожим звучанием.
- Обучение умению различать отдельные слоги.
- Работу над восприятием и отличиями фонем.
- Умение проводить элементарный звуковой анализ.
Методы работы и длительность занятий зависят от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста и имеющихся нарушений.
Упражнения для малышей
Для развития слухового внимания далеко не всегда нужно обращаться за помощью к специалисту. Большинство занятий вполне могут проводить родители с детьми в домашних условиях. С малышами раннего возраста можно играть в простые игры:
- Ребенок садится на стул и закрывает глаза. Родитель (или педагог) звенит в колокольчик либо хлопает в ладоши с разных сторон. Ребенок, не открывая глаз, показывает направление, откуда доносится звук.
- Родитель подготавливает серию коробочек (небольших), наполненных песком, горохом, гречкой, спичками. У каждой коробочки должна быть пара (с таким же содержимым). Их нужно разложить хаотично по столу. Задача ребенка – на слух подобрать пару.
- Родитель подготавливает серию карточек с разными животными (например, пчелой, кошкой, барашком, собакой, курицей и пр.). После чего воспроизводит звучание животного. Ребенок должен угадать, какое животное изображает родитель и отыскать карточку с соответствующим рисунком.
- Родитель повторяет цепочку из трех простых слов. Ребенок должен их запомнить и повторить. Со временем количество и сложность слов можно увеличивать.
- Родитель предлагает ребенку назвать как можно больше слов с определенным звуком (звук может просто присутствовать в слове, но можно поставить условие, что он должен находиться в начале).
- Взрослый воспроизводит звуки при помощи разных предметов, например, стучит карандашом о стол, шуршит коробкой со спичками, звенит ложкой в стакане. Ребенок пытается извлечь эти звуки самостоятельно. Также родитель может прикрыть рабочую зону самодельной ширмой и предложить ребенку отгадать, что звучит.
- Родитель показывает ребенку игрушку-котенка и предлагает внимательно послушать, как тот мяукает, когда находится недалеко (громче) и когда отдаляется (тише). После взрослый повторяет мяуканье с разной громкостью, а ребенок определяет передвижение котенка. Со временем к звуку добавляется эмоциональная окраска – котенок мяукает радостно, со страхом и пр.
- Родитель подготавливает серию картинок с разными животными (парные) – взрослым и маленьким, например, со свиньей и поросенком, овцой и барашком и пр. После чего раскладывает их перед ребенком и предлагает угадать, кто звучит. Для этого родитель воспроизводит звуки животных то низким, то высоким голосом.
Родители и педагоги могут использовать самый разный дидактический материал для работы со слуховым вниманием. И даже обыкновенный голос с разными интонациями поможет научить ребенка не только слушать, но и слышать.
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение
Деткам постарше
Если ребенок еще находится в детсадовском возрасте, развивайте его слуховое внимание все так же в игровой форме:
- Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать слова и хлопать всякий раз, как он услышит ошибку. И произносит звукоряд из слов с несложным звуковым составом, например: «слово-слого-слофо-слово-стово-сгово». Дальнейший этап такой игры предполагает еще большую концентрацию внимания: ребенку нужно поднимать красный кружок при неверном звучании, а зеленый – при верном.
- Взрослый предлагает ребенку послушать серию слогов и выбрать неправильный, к примеру: «ла-ла-ла-ла-ма», «ко-ко-ку-ко-ко» и пр. В дальнейшем также лучше перейти к применению кружков.
- Взрослый подготавливает серию простых картинок с поездом, ребенком, птичкой и объясняет соответствие картинки звуку. В частности, поезд гудит «уууу», ребенок плачет «ааааа», а птичка пищит «иии». После взрослый несколько раз проговаривает звуки, чередуя их, а ребенок поднимает соответствующее изображение. Затем каждая картинка заменяется кружком разного цвета, к примеру, зеленый соответствует звуку «а», желтый – звуку «и», а красный – звуку «у». Взрослый произносит звуки – ребенок поднимает цветовые кружки. Наконец, из кружков складываются простые звукосочетания «ау», «иу», «аи» и пр.
Применение разноцветных знаков, которые соответствуют звукам, помогает развитию новых межполушарных связей.
Такой метод обучает ребенка быть еще более внимательным, что в дальнейшем очень пригодится в учебе.
Для взрослых
На самом деле, многие взрослые обладают не слишком хорошим слуховым вниманием, что, безусловно, отрицательно сказывается на их способности воспринимать информацию и запоминать новые данные. Чтобы развить такое умение, рекомендуется выполнять несложные упражнения:
- Прогуливаясь по улице, стоит прислушаться к разговору прохожих и удержать в памяти пару их фраз (на максимально возможный период). Со временем, количество зафиксированной информации стоит увеличивать.
- Распознавать людей по звуку голоса, интонациям и пр. Обращать внимание на характерные черты, особенности произношения, привычки делать ударение в определенных местах.
- Не видя говорящих, пытаться составить их портрет по голосу.
- Пытаться понять разницу в походке людей на слух.
- Прослушивать мелодии (вначале простые), после чего воспроизводить их по памяти.
- Прослушивать всевозможные лекции, после чего проговаривать запомненную информацию.
- Слушать аудиокниги, вдумчиво продумывая услышанный текст.
Слуховое внимание крайне важно для полноценного обучения детей, и его развитие является первым шагом к успешному обучению навыкам письма и чтения.