Комплекс дыхательной гимнастики для детей


По статистике, к самым распространенным детским заболеваниям относятся патологии верхних дыхательных путей и ЛОР-органов. Зачастую это связано с еще не окрепшим детским иммунитетом и невозможностью организма эффективно противостоять патогенной микрофлоре и негативным факторам окружающей среды. Для того чтобы повысить противовирусную сопротивляемость у ребенка и увеличить силу иммунного ответа, специалистами лечебно-профилактической медицины и была разработана для детей дыхательная гимнастика.

Показания для дыхательной гимнастики

Детский иммунитет – это достаточно хрупкий «механизм», который очень чутко реагирует на любые изменения в окружающей среде. И с этим мало кто будет спорить. Но мало кто из родителей догадывается, что ослабленный иммунитет и частые простудные заболевания ребенка связаны с плохо развитой дыхательной системой малыша.


Дело в том, что достаточно большой процент малолетних детей имеют так называемое поверхностное дыхание. При этом ребенок делает неглубокий вдох и неполноценный выдох, что способствует худшей вентиляции легких, плохому насыщению крови кислородом и, как следствие, кислородному голоданию всего организма.

Детей, которые страдают недостатком кислорода, легко можно отличить от своих здоровых сверстников. Как правило, эти ребята более медлительны, склонны к быстрой утомляемости, имеют бледный цвет кожи, обладают плохо развитой мускулатурой и грудной клеткой. Дыхание таких детей зачастую неглубокое, учащенное и сбивчивое, вдох и выдох делается преимущественно через рот.

Неправильное дыхание и недостаток кислорода губительно сказывается на молодом растущем организме. От этого страдают все внутренние органы, преимущественно сердце, печень и мозг. Вследствие этого малыш может начать заметно отставать в развитии от своих сверстников, часто подвергаться острым респираторным заболеваниям. Упражнения дыхательной гимнастики для детей позволяют насытить кровь кислородом и рекомендованы в следующих случаях:

  • При острых и хронических заболеваниях верхних дыхательных путей: бронхит, ларингит, трахеит, астма и т. д.
  • Частая заболеваемость ОРЗ. Гимнастика для детей повышает общую сопротивляемость организма к патогенной микрофлоре.
  • Патологии опорно-двигательного аппарата. Комплекс упражнений для дыхания улучшает микроциркуляцию крови в мышечных тканях.
  • Заболевания, связанные с нарушением функционирования желудочно-кишечного тракта. Комплекс дыхательных упражнений для детей позволяет улучшить моторику ЖКТ.
  • Сердечно-сосудистые заболевания. При некоторых патологиях сердца врачами назначается курс лечебно-профилактической физкультуры в совокупности с комплексом дыхательной гимнастики.

Основная задача данной гимнастики заключается в насыщение крови кислородом, развитии дыхательной мускулатуры и выработке у детей навыка правильного, глубокого дыхания. Все это способствует улучшению состояния здоровья малышей и положительно сказывается на дальнейшем развитии ребенка.

Для каждой возрастной группы существуют особый подход к мотивации ребенка на выполнение требуемых комплексов и свой уровень сложности упражнений.

Комплекс тренировок для детей от 2 до 5 лет

https://www.youtube.com/watch?v=I5V0O3GKJmY

Для детей, особенно малого возраста, родители являются единственными и неоспоримыми авторитетами в жизни. Малыши во всем стараются брать со взрослых пример и всячески им подражают. Поэтому крайне важно родителям выполнять упражнения вместе с детьми. Более того, процесс должен проходить в игровой и веселой форме. Родители всем своим видом должны демонстрировать, как это приятно и весело. Заинтересованность малыша является главным фактором для эффективного проведения оздоровительного комплекса тренировок.

В противном случае процесс выполнения упражнений может превратиться в пытку для ребенка и отбить всякое желание заниматься спортом. В дальнейшем это может привести к тому, что такие понятия, как «здоровый образ жизни» и «спорт», долгие годы будут ассоциироваться с неприятными воспоминаниями. Чтобы не вызвать отвращения к тренировкам, комплекс упражнений может быть следующим:


  1. «Шарик» позволяет проработать нижние отделы легких и научить ребенка к глубокому дыханию. Исходное положение (ИП) лежа, руки на животе. Медленно через нос делаем вдох и надуваем живот «шариком». При этом необходимо следить, чтобы не были задействованы плечи и грудная клетка. Далее следует выдох, при котором живот максимально втягивается внутрь.
  2. «Вырасту большим». ИП – стоя, ноги вместе. На вдохе руки поднимаются над головой, и человек становится на носочки, максимально тянясь вверх. На выдохе возвращаемся в ИП и приговариваем «ух».
  3. «Часы». ИП стоя, ноги врозь. Малыш имитирует работу маятника часов, поочередно размахивая руками в разные стороны и проговаривая « тик-так, тик-так».

Каждое упражнение необходимо выполнять по 4–5 раз. Крайне важно, чтобы родители все время следили за состоянием ребенка. Ни в коем случае нельзя допустить появления симптомов гипервентиляции легких. Основными признаками переизбытка кислорода являются следующие симптомы:

  • Головокружение.
  • Покалывание в кончиках пальцев рук и ног.
  • Дрожание конечностей.
  • Изменение цвета кожного покрова.

При наступлении этих симптомов занятие следует немедленно прекратить. Для избавления от головокружения попросите малыша сделать ладошки «лодочкой», поднести их ко рту и немного в них подышать.

Общее время ежедневных тренировок должно составлять около 15 минут. Для удобства это время лучше разбить на несколько этапов, например, по 5 минут 3 раза в день.

Тренировка для дошкольников

Детки старшего дошкольного возраста должны выполнять более тяжелую программу:


  • Упражнение №1. «Водолаз». Ребенку необходимо представить, что он находиться под водой и задерживает дыхание, насколько может. Выполняется 2–3 раза с перерывом в 30 секунд.
  • Упражнение №2. «Розочка и одуванчик». Исходное положение стоя. Делаем глубокий вдох через нос, имитируем ситуацию, будто нюхаем цветок. Затем с максимальной силой делаем выдох через рот, представляя, что дуем на одуванчик. Делаем 3 подхода по 5 раз с перерывом в 20–30 секунд.
  • Упражнение №3. «Птица». ИП стоя, руки согнуты в локтях (имитируем крылья птицы). Выполняем маховые движение руками вверх и делаем вдох. На выдохе возвращаемся в исходное положение. Делаем 3 подхода по 5 взмахов с перерывом в полминуты. При большем и частом выполнении этого упражнения у ребенка может закружиться голова.

Упражнения для подростков

В подростковом возрасте совместно с родителями выполнять гимнастику не требуется. Более того, в период гормональных изменений подростка такая инициатива может столкнуться с бунтарским характером этого периода. Поэтому не рекомендуется навязывать ребенку выполнение каких-либо упражнений. Но дыхательная гимнастика очень важна. Поэтому следует ненавязчиво намекнуть на необходимость выполнения физических упражнений, которые ему хорошо знакомы, так как делают их в школе, но лишь с небольшими изменениями:

  1. Первое упражнение – это классическое отжимание. С одной лишь разницей, что при опускании вниз делается выдох, а не вдох. Вдох же необходимо делать при подъеме вверх. Упражнение следует выполнять в любом удобном виде: отжимании от пола (классический вариант), отжимания с узкой или широкой расстановкой рук, или более легкий вариант – отжимания, стоя на коленях.

  2. Приседания. Данное упражнение также необходимо выполнять в максимально комфортном для себя варианте. При опускании вниз делаем вдох, при подъеме вверх – выдох.
  3. Набрать максимальное количество воздуха в легкие. На выдохе необходимо начать считать вслух: один, два, три и т. д. При выполнении этого задания нужно добиться того, чтобы за один выдох успеть досчитать до 50.

Любые комплексы дыхательной гимнастики старайтесь проводить на свежем воздухе. Если не позволяет погода, делайте тренировки дома, но хорошо проветрите перед этим помещение. Не следует переутомлять детей, особенно маленьких – тренировкам достаточно посвящать 10–15 минут в день.

Противопоказания

Как и многие физические тренировки, дыхательная гимнастика также имеет ряд своих ограничений. Прежде всего, она противопоказана детям, которые имеют высокое артериальное, внутриглазное или внутричерепное давление, сотрясение мозга. Также гимнастику нельзя проводить при сердечно-сосудистых патологиях и в период обострения острых и хронических заболеваний ЛОР-органов и верхних дыхательных путей.

Упражнения для детей родители должны подбирать, опираясь на возраст и физическое состояние. Чрезмерные нагрузки не приветствуются. При возникновении любых неприятных ощущений или чувства дискомфорта, болезненно воспринимаемых ребенком, занятие следует прекратить.


Во избежание негативных последствий для здоровья малыша перед началом занятий гимнастикой следует проконсультироваться с лечащим врачом. Только специалист может подобрать наиболее эффективные и безопасные комплексы упражнений.


Добавить комментарий