Формирование и развитие фонематического слуха у детей

Врачи, педагоги и логопеды считают, что до того, как ребенок начнет обучаться письму, грамоте и чтению, нужно проверить его слуховое понимание и восприятие. И если есть проблемы, вовремя развить способность правильно слышать, и произносить звуки.

Слуховое внимание и восприятие

Слово «фонема» в переводе с греческого – звук, минимальная частица языковой среды. А фонематическое восприятие – способность правильно услышать и распознать звуковые ряды, уметь соотносить звуки и буквы.

Если в детском возрасте эта функция недостаточно развивается, это приводит к проблемам не только с произношением, но и с правильным пониманием речи. У ребенка с такого рода дисфункцией начинаются проблемы в обучении: путаются буквы со звуками, для него ничем не отличается свистящий звук от шипящего, где согласная твердая, а где мягкая.

Дальнейшее обучение чтению и письму усугубляет ситуацию. Путаница в звуках не дает возможность ребенку соединить их в слоги и слова. Учеба ограничивается побуквенным чтением, а в письменных работах совершается множество орфографических ошибок.

Ко второму или третьему классу у ребенка развивается стойкая дислексия и дисграфия, и с ними присоединяются психологические проблемы: за неуспеваемость ему будут ставить плохие оценки, и отсюда складывается негативное отношение к школе, учебному процессу и учителю.

Этапы развития

Фонематическое восприятие начинается с подражания: малыш видит артикуляцию родителей и прислушивается к их речи.

До трех лет

 

Дифференциация звукового ряда начинается еще внутриутробно: плод слышит громкие звуки, музыку. К концу первого месяца жизни малыш различает голоса и к двум реагирует на материнские слова.

В этот период для младенца важно и необычайно интересно эмоциональное общение: он внимательно изучает мимику и интонации, чередования громкого и тихого голоса, изменения тембра. Чтобы помочь ему осваивать речевые звуки, родители должны стараться при общении быть «лицом к лицу» – ребенок будет видеть и изучать движения губ. Любой процесс по уходу: купание, переодевание, кормление, прогулка должна сопровождаться комментариями, названиями окружающих предметов и действий, причем каждую фразу следует произносить коротко, ясно и четко.

К четырем месяцам ребенок уже умеет подражать некоторым звукам, гулит и получает от такой «работы» удовольствие, а в 5 хорошо различает голоса членов семьи. Примерно с полугода малыш знает и реагирует на свое имя, и в его речи начинают постепенно проявляться сочетания звуков. Пассивный запас слов накоплен. К 12 месяцам у него уже есть любимые мелодии, и его лепетания становятся похожими на слова, с ударениями и интонациями. Он подражает. В этом возрасте ребенок вступает в новый, ответственный период, когда фонематический слух формируется, и он будет длиться до трех лет. Развитое восприятие можно определить по следующим признакам:

  • подражает разговорам взрослых;
  • копирует их интонации и мимику;
  • с удовольствием повторяет любимые слова;
  • напевает мелодии;
  • произносит окончания рифмы в стишке;
  • узнает и воспроизводит звуки игрушечных инструментов: дудочки, барабана, бубна, колокольчика.

В этот период малыш начинает говорить, активно пополняет словарный запас, пытается складывать фразы, короткие предложения.

После трех лет

Активная речь формируется к четырем годам. Именно в этом возрасте можно понять, есть ли проблема с дифференциацией и восприятием звуков. Даже если ребенок не может еще правильно произнести слово, то на картинке, где изображены мышка и мишка, на просьбу показать «мышку» он покажет именно на нее.

Какие признаки говорят о том, что происходит нормальное развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста:

  • сформировано правильное звукопроизношение;
  • навык верно выстроить грамматическую конструкцию с родами, падежными окончаниями, временем действия.

Причины нарушений

Проблемы с фонематическим слухом бывают органическими или функциональными. Первая связана с врожденными дефектами в речевом аппарате, костных и мышечных структурах:

  • укороченной подъязычной связке;
  • малоподвижным, узким языком;
  • изменениями в челюстях и строении неба, отвислыми толстыми губами;
  • неправильным ростом зубного ряда;
  • открытым боковым и прямым прикусом.

Функциональные проблемы зависят от воспитания. Это привычки родителей к искаженному языку, «сюсюканью», педагогическая запущенность. Нарушение может быть следствием долгого сосания соски, после которого артикуляционные органы отстают в своем развитии.

Существует еще одна причина дисфункции фонематического восприятия. Она связана с проблемами в центральной нервной системе и наследственной врожденной неграмотностью, с которой ребенок не в состоянии обрести языковое чувство: фонетические, орфографические, грамматические, лексические правила он не улавливает. Логопеды подтверждают, что случаев, когда развитие фонематического слуха у дошкольников нарушено, с каждым годом растет.

В недоразвитии этой способности в большей мере виноваты те родители, которые считают, что с ребенком, не умеющим говорить, необязательно разговаривать и читать.

Последствия

Масштабы проблем со слуховым восприятием у детей могут быть самыми разными. У одних трудности в различии гласных, у других – звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих. В тяжелых, запущенных случаях малыш не различает ни одного звука.

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста приводит к двум проблемам:

  1. Дисграфии – стойкому, типичному и повторяющемуся нарушению в реализации письменной речи.
  2. Дислексии – специфическому расстройству чтения.

Такие малыши или совсем не могут освоить эту технику или значительно не успевают и работают в медленном темпе.

Без специалистов здесь не обойтись. Только они помогут ребенку восстановить нарушенное звуковое восприятие.

С маленькими пациентами проводится коррекционная работа по развитию фонематического слуха у логопедов в специализированных садах и клиниках.

Нарушения у взрослых

Проблема с восприятием речи бывает не только у детей. У взрослых она может развиться по совершенно другим причинам. Чаще всего – это локальные поражения головного мозга, которые были вызваны острым нарушением кровообращения (ишемия, геморрагия) или злокачественными новообразованиями:

  1. При очаге левой височной доли, где расположен звуковой анализатор, развивается сенсорная афазия. В легких случаях человек может понять отдельное слово или короткую фразу на простую, бытовую тему. При тяжелом течении болезни человеческая речь воспринимается как непонятные шумы, распознавание полностью утрачивается.
  2. При очаге в зоне звукового анализатора левого полушария развиваются грубые речевые расстройства. Человек не только не различает слова, но и неспособен к речевой деятельности.
  3. Поражение в слухоречевом отделе, который находится в левом полушарии височной области приводит к полному угнетению слухоречевой системы. Человек способен воспринять звуки окружающего мира, но не понимает человеческую речь.

Любая из патологий приводит к проблемам со слуховым пониманием, дезорганизации речевой функции. Им требуется логопедическая помощь. Прогноз на восстановление фонематического восприятия зависит от локализации, размеров области поражения, возраста пациента. Чем он моложе, тем лучше и продуктивней динамика выздоровления.

Добавить комментарий