Первичный и вторичный дефект при нарушении слуха

Дефект слуха обычно сильно оказывается на жизнедеятельности человека, особенно в тех случаях, когда он возник в раннем возрасте или был врождённым. Даже если изначально присутствует только нарушение слуха, со временем обязательно развиваются и другие нарушения.

Для того чтобы знать, как общаться с человеком, столкнувшимся с такой проблемой, необходимо разобраться со структурой первичного и вторичного дефекта. Это поможет разобраться с особенностями восприятия мира глухих и слабослышащих. Особенно важно это учитывать при работе с детьми с такой патологией.

Первичный дефект

Первичным дефектом называется нарушение, которое вызвано непосредственно действием повреждающего фактора и является основой или причиной последующих изменений. Если говорить о слабослышащих и глухих – таким дефектом является частичное или полное отсутствие слуха.

То, как проявляется это нарушение и как сказывается на жизни человека, зависит от многих факторов. Наиболее важными критериями для оценки общего состояния являются:

  1. Степень недостатка остроты слуха.
  2. Возраст, когда возникла данная проблема.
  3. Условия, в которых рос и развивался человек.
  4. Индивидуальные особенности человека, в том числе интеллектуальные способности.

Последние критерии особенно важен при оценке тяжести вторичного и третичного дефектов, так как условия могут способствовать адаптации человека с ограниченными возможностями к социальной активности или мешать этому. Именно от этого зависит, какими будут последствия проблем со слухом.

Для того чтобы сформировать оптимальные условия для каждого человека, который столкнулся с такой проблемой, необходима классификация вариантов первичных нарушений. Это поможет распределить пострадавших по группам и для каждой из них подобрать подход, который поможет им хотя бы частично адаптироваться к жизни и самостоятельно заботиться о себе. Наиболее важной является классификация, основанная на проверке слуха и оценке выраженности нарушений. Также большое значение имеет то, когда и как человек потерял слух.

По степени выраженности

Потеря слуха может быть частичной или полной. Между тем выраженностью проблемы и тем, насколько сложно будет человеку самостоятельно взаимодействовать с окружающими, существует прямая связь. Соответственно, от этого зависит и то, какая помощь ему нужна.

Выраженность первичного дефекта обычно оценивают по тому, на сколько дБ снижен слух по сравнению со здоровым человеком:

  1. До 50 дБ – первая категория слабослышащих. Они слышат обычную речь на расстоянии более метра, но хуже, чем здоровый человек. Шепот могут разобрать только возле ушной раковины. Такие пациенты обычно обходятся без слуховых аппаратов и не испытывают при этом значительных затруднений в общении.
  2. От 50 до 70 дБ – вторая категория слабослышащих. Хорошо слышат речь на расстоянии до 1 м. При наличии слухового аппарата могут легко общаться. Детям с таким уровнем слуха рекомендуется учиться в обычной школе.
  3. От 70 до 80 дБ – третья категория. Значительная потеря слуха. Такие слабослышащие распознают речь на расстоянии не более шага, шепот не воспринимается. Даже со слуховым аппаратом обучение должно проходить в специализированной школе для слабослышащих.
  4. Свыше 80 дБ – глухие. Не слышат ни речь, ни шепот даже непосредственно возле уха. Для таких детей обучение наиболее сложно и возможно только в специальной коррекционной школе по методикам для глухих.

Первая категория слабослышащих может адаптироваться и взаимодействовать с окружающими на хорошем уровне даже без посторонней помощи. В некоторых случаях до проверки слуха родители могут даже не догадываться, что у их ребёнка есть такая проблема.

По времени возникновения

Существует несколько вариантов того, по какой причине человек потерял слух. Это может быть врождённая или приобретенная патология.

Возможные причины:

  • Наследственность.
  • Тяжелые инфекции, перенесённые мамой ребёнка во время беременности, например, краснуха.
  • Различные заболевания, поражающие ухо, отит вследствие простуды или осложнения какой-то болезни.
  • Травматическое повреждение.

Разнообразие причин показывает, что нарушение слуха может возникнуть на любом этапе развития. Соответственно, это очень сильно сказывается на том, насколько сильным будет вторичный дефект, то есть последствия.

Выделяют три основные категории оглохших:

  1. Врождённая патология или оглохшие в младенчестве. Такие пациенты никогда не пользовались слуховым анализатором, поэтому их развитие изначально происходит с исключением этой сферы взаимодействия с окружающим миром.
  2. Пациенты, потерявшие слух в детстве. Без обучения приобретённые навыки общения быстро теряются.
  3. Нарушения слуха, приобретённые в относительно взрослом возрасте. Такие люди долго помнят звучание слов и звуков, выраженность последствий (вторичного и третичного дефектов) минимальна.

Нарушение слуха – первичный дефект, из-за которого в дальнейшем развиваются нарушения и некоторых других функций. Независимо от того, в каком возрасте произошла потеря остроты восприятия звука, если она утрачена полностью, человеку нужны поддержка и специальное обучение для того, чтобы общаться с другими людьми.

Вторичный дефект

Вторичным дефектом называют нарушения, которые вызваны не повреждающим фактором, а последствиями первичного дефекта. Они возникают в тех областях, которые наиболее тесно взаимосвязаны с основной проблемой. В случае с нарушением слуха – это расстройства речи разной выраженности.

В зависимости от того, насколько сильно снижена острота слуха можно делать прогноз, насколько реально, чтобы человек мог овладеть устной и письменной речью:

  1. Слабослышащим первой и второй группы обычно удаётся достаточно понятно высказываться и понимать окружающих. Они могут обучаться чтению и письму по той же методике, что и хорошо слышащие дети.
  2. Слабослышащие третьей группы тоже говорят. Но так как они не слышат чётко, их речь обычно не внятна, многие слова имеют неправильные окончания, в построении предложений очень много ошибок. При наличии слухового аппарата и обучении в специализированной школе можно улучшить речь, научиться чтению и письму на высоком уровне, научиться чтению по губам и выучить жестовый язык.
  3. Позднооглохшие. Если человек уже успел научиться говорить, этот навык сохраняется. Такие люди обычно хорошо понимают печатный текст и способны грамотно изложить свои мысли на бумаге. Но постепенно теряется внятность речи, появляются ошибки в произношении. Это связано с тем, что из-за потери слуха человек не может это контролировать, сравнивать то, как слышна его речь с тем, как это должно быть.
  4. Люди, которые родились глухими или потеряли слух в младенчестве, не могут научиться высказывать свои мысли вслух. Также им намного сложнее даётся обучение чтению, письму, вообще восприятие слов. Для этого нужны специальные методики, которые следует начать применять как можно раньше.

Родителям, чьи детки столкнулись с такой проблемой, нельзя отчаиваться. Нужно как можно раньше подобрать учебное учреждение, которое поможет ребёнку в дальнейшем приобрести необходимые ему знания и навыки. Замечено, что чем больше словарный запас у слабослышащих, тем легче им понимать чужую речь, даже когда слышимость плохая. Поэтому регулярные развивающие занятия помогают существенно увеличить шансы на успешную адаптацию в обществе.

Третичный дефект

К третичным нарушениям относятся те, которые являются последствиями первичного и вторичного дефекта. В рассматриваемом случае из-за проблем со слухом и речью наблюдаются определённые закономерности развития психоэмоциональной сферы, особенности мышления, восприятия мира и себя.

При серьёзных нарушениях слуха часто наблюдаются проблемы с формированием правильной самооценки, социальной активности, бывают проблемы с воспитанием волевой сферы. Характерны необычные проявления эмоций, что обусловлено невозможностью их описать, так как для этого необходимо владение абстрактными понятиями, что очень сложно для глухого человека.

Сложности во взаимодействии с окружающим миром могут сокращать возможности умственного развития. С другой стороны, даже при относительно высоком интеллекте глухого, он очень ограничен в понимании многих сфер, которые можно объяснить только словами, но очень сложно показать.

Добавить комментарий