Нарушения слуха детей школьного возраста


Среди патологии, ограничивающей функциональные способности человека, особое место отводится нарушениям слуха. Подобные расстройства зачастую встречаются у детей младшего школьного возраста, а у более старших создают существенные преграды для общения и социализации. Следовательно, этот вопрос требует особого внимания и рассмотрения основных аспектов проблемы.

Общие сведения

Слух дает возможность различать звуковые явления в окружающей среде, тем самым позволяя человеку ориентироваться в ней и адекватно реагировать на различные изменения. Благодаря адекватно функционирующему акустическому анализатору осуществляется взаимодействие между людьми – не только восприятие речи, но и само ее формирование зависит от этого. Таким образом, от слуха зависит полноценная жизнь человека.

Слуховой анализатор – это сложная система, состоящая из периферического отдела (наружное, среднее, внутреннее ухо), проводящих нейронных путей и определенных участков мозговой коры (височные доли). Механические колебания, которыми является звук, предаются через барабанную перепонку и цепь слуховых косточек на жидкость улитки. Именно в ней находятся чувствительные волосковые клетки, воспринимающими раздражение и трансформирующими его в нервный импульс.

Причины


Все причины нарушений слухового восприятия подразделяются на врожденные и приобретенные. Первые занимают небольшую долю в общей структуре патологии и связаны с негативным воздействием на плод во внутриутробном периоде:

  • Инфекционная патология матери (грипп, корь).
  • Интоксикации (химическая, алкогольная).
  • Прием лекарственных средств.

В результате формируются аномалии, которые проявляются недоразвитием структур среднего или внутреннего уха (аплазия), отсутствием барабанной перепонки, заращением слухового прохода (атрезия). Но гораздо чаще причинами нарушений слуха у детей становятся приобретенные факторы:

  • Инфекции (менингит, скарлатина, паротит, корь).
  • Воспаление среднего и внутреннего уха (отиты, лабиринтит).
  • Черепно-мозговые травмы (в том числе и родовые).
  • Невриты слухового нерва.

Временные расстройства могут возникать у малыша при болезнях носоглотки, создающих препятствие для дренирования и вентиляции слуховой трубы (хронический ринит, аденоиды). Все это необходимо учитывать врачу, ведь выяснить происхождение проблемы можно лишь по результатам дифференциальной диагностики.

Нарушения слуха у детей имеют различное происхождение: они могут формироваться внутриутробно или приобретаться в течение жизни. Последние встречаются гораздо чаще.


Классификация

Различное поражение органа слуха неоднозначно влияет на степень утраты его функции. Все зависит от распространенности и характера основной патологии и времени развития нарушений. Исходя из выраженности слуховых расстройств, детей разделяют на такие категории:

  • Глухие.
  • Позднооглохшие.
  • Слабослышащие (тугоухие).

У первой группы слух отсутствует полностью, он был потерян до накопления речевого запаса. Крайне редко глухота имеет абсолютный характер. Обычно она является неполной, когда ребенок воспринимает отдельные громкие звуки, но связную речь разобрать не способен. Среди школьников могут присутствовать как дети, оглохшие рано, так и те, которые потеряли слух при уже сформированной речевой функции.

Степень утраты слуха точно классифицируется по данным аудиограммы, когда происходит измерение порога восприятия звуков. Но в клинической практике также используют критерий расстояния, с которого воспринимается разговорная и шепотная речь. Исходя из этого, различают следующие стадии тугоухости (что справедливо и для детей):


Если ребенок не слышит лишь отдельные тоны, но при этом у него отсутствует и восприятие обращенной речи, то подобная ситуация также расценивается как глухота. С нарастанием степени тугоухости увеличивается потеря слуха на все частоты.

Проявления и последствия


Выявить нарушения слуха у детей младшего школьного возраста бывает не всегда просто, особенно при неполной потере звукового восприятия. Но родители должны насторожиться, если ребенок смотрит телевизор или слушает музыку на все большей громкости, не отзывается на оклик, не отвечает на вопросы при расположении спиной к собеседнику или в другой комнате.

Известно, что ребенок с нарушениями слуха не может научиться говорить, что связано с двумя факторами. Во-первых, он не воспринимает обращенную к нему речь, не различая звуков. Во-вторых, нет возможности услышать произнесенные самим же слова и проконтролировать их правильность. Однако это справедливо лишь для ситуации, когда патология возникла еще в раннем детстве.

Для ребенка школьного возраста нарушения слуха, появившиеся в указанный период, уже не имеют существенного влияния на формирование речи. При развитии патологии в 7–11 лет голос становится неестественным, искажается его интонация, словарный запас ограничен простыми выражениями. Возникая в более позднее время, нарушения слуха уже не приводят к значимому искажению речи, она грамматически правильна, но при этом теряются внятность и благозвучность.

Вторичные расстройства касаются психического развития, эмоциональной сферы, общения со сверстниками и деятельности в целом. Дети с нарушениями слуха испытывают существенные затруднения в школе, поэтому их обучение рекомендовано проводить в специализированных учреждениях. Из-за речевых нарушений задерживаются коммуникативные навыки, формирование предметных представлений и обобщений. Отсутствие понимания эмоциональной окраски слов ведет к своеобразному развитию ребенка, дефект слуха способствует замкнутости и отчужденности.


Дети, у которых слуховые нарушения возникли в школе, имеют правильно поставленную речь, однако у них возникают другие сложности, влияющие на процесс обучения и полноценную жизнь.

Лечение

Выявление тугоухости на начальной стадии требует активного лечения основной патологии, ставшей причиной ее развития. Отит, например, требует антибактериальной терапии, а в ряде случаев для санации барабанной полости рассматривается необходимость оперативного вмешательства.

Если у ребенка школьного возраста нарушение слуха не поддается консервативной коррекции, врач предложит использовать слуховой аппарат (внутри- или заушной). Выбор его мощности определяется степенью утраты звукового восприятия, оптимальную модель поможет подобрать специалист. В крайних случаях можно рассмотреть вариант кохлеарной имплантации.


Слуховые нарушения у детей являются крайне актуальной проблемой. Возникая в школьном возрасте, они хоть и не оказывают существенного влияния на речь, но затрудняют общение, обучение и получение других навыков. Поэтому крайне важно вовремя устранять причинные факторы, выявлять патологию и проводить качественную коррекцию.


Добавить комментарий