Слух помогает человеку воспринимать речь окружающих. В 8 месяцев малыш уже пытается подражать звукам, которые слышит. Развитие фонематического восприятия и воспроизведения звуков в норме для ребенка является основой в освоении навыков чтения и письма, а также помогает гармоничному развитию.
Содержание
Общие сведения
Что такое фонематический слух? Каждый звук человеческой речи содержит фонему, одну или несколько. Фонематический слух – способность воспринимать и узнавать произнесенные или услышанные звуки. Благодаря этому человек может сопоставить звук и букву.
В норме фонематическое восприятие формируется постепенно. Важным этапом развития многих навыков, а также фонематического слуха, является сензитивный период жизни ребенка (до 2 лет). Если малыш от рождения слышит правильную родную речь, и родители регулярно читают ему литературу для детей, в 4 года он будет уметь различить на слух все фонемы, а со временем овладеет способностью правильного произношения.
4-летний ребенок должен четко проговаривать звуки (кроме [р] и [л]), а 5-летний – чисто произносить фонемы.
Малыши часто искаженно понимают слова и отдельные звуки, в связи с чем могут плохо воспринимать и чужую речь. Если детям что-то непонятно, они взаимозаменяют незнакомую фонему – знакомой, а также неправильно произносят некоторые звуки (с-ш, к-т, р-л, ж-ш и т. п.).
Во многих случаях даже по истечении времени описанное явление становится стойким и трудно поддающимся коррекции.
Симптомы нарушений
Дети с хорошо развитым фонематическим восприятием, как правило, произносят все звуки правильно, т. к. их мозг четко воспринимает все фонемы. Но при нарушении этой функции ребенок не в состоянии различить близкие по звучанию фонемы, они слышатся ему (и произносятся им) одинаково: ложки-рожки, дочка-точка, крыша-крыса и т. п.
Во многих случаях предпосылки нарушения фонематического слуха проявляются еще в младенчестве.
Родителей должны насторожить такие особенности:
- Отсутствие гуления и лепета у полугодовалого малыша.
- Отсутствие реакции ребенка на свое имя (в возрасте 7–8 месяцев) и на слова, наиболее часто повторяющиеся в речи взрослых (в 12 месяцев).
Чем раньше будут приняты необходимые меры, тем большая вероятность того, что дефект будет устранен.
О нарушении фонематического слуха говорят, когда малыш:
- Смешивает звуки и заменяет одни фонемы другими.
- Пропускает в своей речи согласные или гласные звуки, слоги, переставляет их, вставляет другие и т. д.
- Неспособен различить звуки, схожие в звучании и артикуляции.
- Смешивает в речи звуки, а во время письма – буквы.
- Речь ребенка существенно отстает от нормы, согласно его возрасту.
А ведь многие родители даже не догадываются, что ребенок плохо учится из-за того, что у него нарушение фонематического слуха. Данное отклонение не позволяет малышу развивать и обогащать свой словарный запас, поэтому происходит задержка развития речи.
В школе такие дети, как правило, плохо справляются с освоением учебной программы: при чтении они, сами того не замечая, путают названия букв, пропускают их. Это может привести к психологическим проблемам: ребенок становится нервозным и замкнутым.
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение
Предпосылки нарушений
Нарушение фонематического слуха у детей могут вызвать определенные причины. Рассмотрим их более подробно.
Функциональные
Включают:
- Недостаток общения родителей с младенцем.
- «Сюсюканье».
- Тесное общение с людьми, у которых неправильная речь.
- Длительный период сосания соски, который приводит к неправильной работе органов артикуляционного аппарата (нижняя челюсть, язык).
- Ухудшение слуха.
Функциональные причины нарушения фонематического слуха у ребенка в большинстве случаев поддаются коррекции, которой занимается специалист-логопед. Однако, если упущено ценное время – первые месяцы и годы ребенка, работа предстоит нелегкая и длительная.
Механические (или органические)
Включают:
- Короткую уздечку языка.
- Узкую форму и маленький размер языка.
- Вялость языковых мышц.
- Дефекты развития челюсти.
- Заболевания слухового органа.
При рассмотрении причин нарушений фонематического слуха становится понятно, почему необходимо обращать внимание на проблему как можно раньше. Большинство органических нарушений поддаются лечению (хирургическому, ортодонтическому), а затем исправляются специальными упражнениями.
Важно, чтобы родители вовремя обратились к специалисту. Тогда будет больше шансов исправить ситуацию, ведь с развитием речи у ребенка формируются другие навыки и психические процессы.
Способы развития
Фонетический слух у ребенка следует развивать с самого раннего возраста. Это не значит, что нужно без конца четко и правильно повторять ему одни и те же слова. Некоторые взрослые интуитивно занимаются развитием слуха своего малыша, не подозревая об этом.
Вот примеры игр и занятий, которые способствуют этому на начальном, так называемом неречевом, этапе (от 1 до 3 лет):
- Подражание звукам животных.
- Слушать и угадывать, какой музыкальный инструмент звучит.
- Прислушиваться и различать звуки домашней бытовой техники и других предметов (двери, кран и т. п.).
- Играть с ребенком в «жмурки», чтобы он учился определять направления звука.
- Слушать звуки улицы (шум ветра, гул машин, дождь, гром и т. п.).
- Обращаться к малышу шепотом с разного расстояния. Например, попросить что-то сделать или принести.
- Показывать попарно изображения предметов, названия которых отличаются одной буквой (гора – кора, рот – кот).
- Больше читать малышу сказки и стишки, развивая тем самым умение вслушиваться в чужую речь.
Любящие родители, проявив фантазию, могут придумать свои упражнения. Важно, чтобы занятия не носили строгий и обязательный характер, а проводились в игровой форме.
Логопедические примеры
В возрасте после 3–4 лет, когда ребенок уже умеет разговаривать, для формирования фонематического слуха можно выполнять специальные задания.
Проводить такие занятия с ребенком можно не только дома, но и гуляя в парке, ожидая в очереди, во время поездок в транспорте и т. п.
Игровые занятия, развивающие фонематический слух, следует проводить 2–3 раза в неделю. Регулярное выполнение упражнений улучшит понимание речи окружающих, произношение отдельных звуков, увеличит словарный запас малыша, поможет будущему школьнику успевать в учебе.
Если же самостоятельные занятия не дадут должного результата, необходимо обратиться к логопеду, который владеет специальными методиками по исправлению данного дефекта.