Диагностика детей с нарушением слуха

Патологии слуха и речи – частая проблема среди детей. В некоторых случаях отклонения выражены слабо и никак не мешают ребенку в повседневной жизни, в других – наблюдается значительное снижение остроты слуха вплоть до глухоты. Такие дети должны учиться в специализированных школах для слабослышащих или интернатах, т. к. сталкиваются с определенными ограничениями в восприятии информации и общении с другими людьми. Обследованием детей с нарушением слуха и определением их педагогических групп занимается специалист – сурдолог.

Общая информация

Нарушения речи и слуха могут быть наследственными (обусловленными генетически), врожденными (пороков развития) и приобретенными.

Специалисты делят всех людей с наличием слухового расстройства на следующие группы:

По времени формирования нарушений выделяют рано- и позднооглохших. Дети из второй группы имеют лучшие прогнозы, поскольку утратили слух в то время, когда речь уже была сформирована.

Обследование проводится с целью получения данных о развитии ребенка, остроте слуха и речевых навыках. Эти данные необходимы для определения групп обучения, социальной реабилитации.

Исследование детей с дефектами речевого и слухового развития состоит из:

  1. Сбора информации о том, как развивался пациент (беременность, роды у матери, младенческий период).
  2. Выяснения физического состояния и психомоторного развития.
  3. Определения характера, темперамента, особенностей поведения и эмоционально-волевых качеств.
  4. Оценки предметной, игровой, трудовой и изобразительной деятельности у маленького ребенка.

Помимо этого, проводится оценка уровня подсознательного развития, проверка остроты слуха и правильности речи.

Первичную оценку детей с подозрением на нарушения слуха проводят в роддомах и детских поликлиниках по месту жительства. В сурдологических кабинетах выполняется обследование для установления диагноза или опровержения подозрения на снижение слуха.

Содержание сурдо-психологического обследования

Вначале педагог устанавливает контакт, знакомится с самим ребенком и его родителями. Выясняет информацию о том, как проходило развитие малыша, как протекала болезнь, которая привела к нарушениям слуха.

Затем педагог производит визуальный осмотр, который дает возможность выявить признаки некоторых генетических или приобретенных заболеваний. Специалист определяет соответствие между возрастом и физическим развитием маленького пациента, обращает внимание на координацию, состояние мелкой и крупной моторики.

Важным этапом при сурдо-психологическом обследовании является определение согласованности и темпа в движениях рук, выявление ведущей руки.

Изучение познавательной деятельности

При проведении обследования сурдопедагог обязательно определяет, как развита познавательная (когнитивная) функция у ребенка. Сюда входит оценка:

  • Концентрации внимания.
  • Кратковременной и долгосрочной памяти.
  • Мышления.
  • Воображения.

Обязательно проверяются математические навыки – пересчет предметов (для маленьких детей), счет до 10 и обратно (у пациентов постарше), понимание отношений «больше-меньше».

Для изучения образной и словесной памяти, детей просят запомнить и повторить 3 простых слова, показать места расположения карточек с рисунками и назвать предметы на них.

Во время обследования фиксируется реакция ребенка на проводимый осмотр, отношение к заданиям, реакция на похвалу и замечания, а также, самое важное, темп работы и правильность выполнения просьб педагога.

Исследование слуха

Чтобы определить возможные нарушения слуха у грудничков и маленьких детей до двухлетнего возраста, используется методика определения безусловных ориентировочных рефлексов. В ответ на речь или звуки, издаваемые погремушками, у младенцев без нарушений слуха отмечаются:

  • Поворот головы и тела в сторону источника шума.
  • Мигание, зажмуривание.
  • Смех, улыбка.
  • Попытка схватить источник звука.

При этом фиксируется реакция ребенка, громкость звука и дальность расположения его источника от обследуемого.

С целью диагностики слуха у детей старше двух лет с сохраненной речью, обследуемому называют знакомые слова, которые необходимо повторить. Слова подбираются в зависимости от возраста ребенка на основе списков Неймана по 5 высоко- и низкочастотных. Слова называют шепотом, обычным и громким голосом. Состояния слуха на каждом ухе проверяется отдельно, при этом противоположное ухо должно быть закрыто ваткой или турундой.

Ребенка с нарушением или отсутствием речи в ответ на услышанные звуки учат выполнять определенные действия, например, снимать колечки с пирамидки или показывать на определенную игрушку, как только он слышит то, что произносит педагог. В некоторых случаях используются картинки с изображением предметов, которые называет врач. Перед началом такого обследования важно убедиться, что ребенку известны все называемые слова.

Обследование речи ребенка

Диагностика речевого развития – логопедическое исследование, при котором речь ребенка оценивается по следующим параметрам:

  • Фонематические процессы (восприятие, звуковой анализ и синтез).
  • Правильность произношения и артикуляция (подвижность речевых органов).
  • Словарный запас, связность и грамматический строй речи.

При выявлении словарного запаса ребенку показывают карточки с изображениями и просят:

  • Назвать, что на них нарисовано (машинка, мячик, елочка, цветок и т. д.).
  • Показать и назвать определенную часть тела человека или животного (голова, рука, лапы, хвост).
  • Показать на картинке и назвать животных (кошка, пес, свинья, попугай).

Также определяется умение классифицировать предметы (назвать фрукты, овощи, игрушки) и умение назвать предмет по характеристикам (что состоит из седла, руля и колес – велосипед).

Грамматические категории обследуются следующим образом:

Описанное обследование можно проводить для детей начиная с 3–4 лет.

У детей постарше можно обследовать связную речь.

Для этого ребенка просят рассказать:

  1. Как его зовут?
  2. Сколько ему лет?
  3. Как зовут маму и папу?
  4. Назвать свой домашний адрес.
  5. Ответить есть ли у него братья или сестры.
  6. Рассказать, есть ли домашние животные.

В некоторых случаях обследуемого просят составить предложения или рассказ по картинкам.

На основании диагностики всех пациентов, их можно разделить на педагогические группы, что важно для оказания коррекционной помощи, создания новых обучающих программ и реабилитации.

Добавить комментарий