Роль слуха в развитии речи и других навыков ребенка


Роль слуха в развитии ребенка переоценить сложно. Умение слышать и говорить – важнейшие способности детского организма.

Слух

Слух начинает развиваться еще до появления малыша на свет и совершенствуется в течение первых пяти лет.

Слуховой анализатор представляет собой сложную систему, в которой задействованы различные органы – от наружного уха до головного мозга.

У грудничка умение различать звуки и реагировать на них чрезвычайно важно для правильного психомоторного развития.

Так, малыш первых месяцев жизни поворачивает головку, если рядом потрясти погремушку, вздрагивает от резкого хлопка. Услышав голос матери, он начинает искать ее взглядом. В дальнейшем ребенок пытается взять в руку понравившуюся ему игрушку, ползти за ней. Наибольший интерес для детей первого года жизни представляют те предметы, которые издают отчетливые звуки.

Нередко, чтобы успокоить грудничка, мамы включают приятную спокойную музыку. Она оказывает расслабляющее действие на детский организм.

В наблюдениях было установлено, что глухие и слабослышащие дети безучастны. У них снижен или отсутствует познавательный интерес, замедляется психомоторное развитие. Раньше таким малышам нередко выставляли ошибочный диагноз умственной отсталости.

Но наиболее сильно влияет слух на речь.


Влияние на речь

Значение слуха для развития ребенка и его речи переоценить сложно. Без этой способности умение разговаривать не развивается. Глухонемые дети – это те, у которых слух отсутствовал с рождения или пропал в первые месяцы жизни.

Обучить таких малышей правильной, нормальной речи в дальнейшем уже невозможно. Она всегда будет искаженной, несмотря на то, что сами слова произносятся верно. Глухонемота, вовремя не скорректированная, приводит к изменениям личности, сложностям в коммуникации с другими людьми, в редких случаях – к умственной отсталости.

Ребенок с детства способен различать фонемы – определенные звукосочетания, характерные только для человеческого языка. Это называется фонематическим слухом. Благодаря ему со второго полугодия у малыша появляется подражание речи родителей. Он начинает повторять первые слоги и затем слова.

Не стоит путать это с лепетом. Он присутствует даже у абсолютно глухих детей и является определенным этапом развития младенца. Но через пару месяцев лепет угасает, и если фонематического слуха нет, формирование речи также не развивается. Возникает немота.

В настоящее время медицина позволяет в большинстве случаев скорректировать эту проблему благодаря слуховым аппаратам.

Слуховые аппараты


Слуховые аппараты – это единственная возможность не утратить речь ребенка при глухоте или снижении слуха. Чем раньше воспользоваться этим устройством, тем выше шансы на успех. Даже у детей с нормальным слухом в первые годы слова взрослых воспринимаются искаженно, и у большинства малышей речь еще неправильная, плохо понятна для окружающих.

По мере развития слухового аппарата ситуация выравнивается. Однако даже умеренное снижение слуха способно закрепить невнятную речь на всю жизнь. В дальнейшем это может привести к серьезным проблемам в обучении и социальной адаптации.

Некоторые родители не обращают внимания на отклонения в развитии речи и поведения малыша, связывая это с его особенностями характера. Однако в отношении снижения слуха должно насторожить следующее:

  • Отсутствие реакции на громкие звуки.
  • Отсутствие звукоподражания.
  • Замкнутость ребенка, его необщительность.
  • Некоторая заторможенность.
  • Неумение выполнять простые просьбы.

При появлении таких поведенческих особенностей ребенка следует показать не только педиатру, но и ЛОР-врачу для проверки слуха. Вовремя установленный диагноз и использование слухового аппарата в большинстве случаев способно восстановить речь.


Слуховое и речевое развитие ребенка оказывает огромное влияние на его дальнейшую жизнь. Именно поэтому очень важно обратиться к специалисту при подозрении на снижение или отсутствие слуха.


Добавить комментарий