Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие?


Умение фонетически четко строить свою речь формируется у детей еще в раннем возрасте в семье и дошкольных учреждениях. Именно оно становится основой для дальнейшего развития и становления личности.

Нарушения речи

Различные нарушения речи достаточно часто встречаются у деток дошкольного возраста. Лишь у единиц малышей получается самостоятельно научиться правильному и четкому произношению всех согласных. Врачи подчеркивают, что такое развитие совершенно нормально, но своевременная диагностика нарушений звукопроизношения и их коррекция в дошкольном возрасте помогает избежать многих проблем в дальнейшем образовании. Ведь иногда при визите к логопеду может выясниться, что у ребенка есть некоторые нарушения в речевом слухе, к примеру, неполноценный фонематический слух.

Любые нарушения формирования речи, наблюдающиеся у ребенка, требуют своевременной консультации со специалистами – педиатром, логопедом и отоларингологом. Вовремя выявленные проблемы легче поддаются коррекции и оказывают менее негативное воздействие на общее развитие ребенка.


Фонематический слух

Этот термин довольно часто используется логопедами и педагогами. Само понятие фонематический слух классифицируют, как способность индивида воспринимать слухом и параллельно различать звуки в разговоре (конечно, при использовании родной речи). Такое умение является приобретенным, и развивается по мере роста ребенка, параллельно с умением говорить.

Фонематический слух – это важная часть физиологического слуха. Данная способность помогает человеку соотносить и сопоставлять услышанные звуки с их идеальным звучанием, сохраняемым в памяти в достаточно упорядоченном порядке. Другими словами, именно благодаря такому умению происходит понимание смысла услышанной информации. Фонематический слух – такой навык, который приобретается поэтапно:

  • Уже с двух недель жизни младенец начинает понемногу реагировать на звуковые колебания, а к полугоду (или чуть старше) учится слуховому восприятию — откликается на слова. Но в этом возрастном периоде дети реагируют на интонации, а не на логический смысл речи. Специалисты называют данный этап развития – дофонемным формированием речи.
  • Ближе к годовалому возрасту ребенок начинает воспринимать слова, как орудие общения, языковое средство.

    степенно дети учатся реагировать на звуки, которые приобретают в речи определенную форму (становятся лексически наполненными). Но им пока не под силу различать близкие фонемы, а произношение отличается неправильностью и искаженностью. Ребенок в таком возрасте не способен различать правильное либо неправильное произношение окружающих, не может обратить внимание на особенности своего личного произношения. На этом жизненном этапе наблюдается бурное фонематическое развитие, которое даже опережает способности ребенка к артикуляции (к самостоятельному звукопроизведению). Это важнейший период развития, благодаря которому со временем происходит совершенствование произношения.
  • Ближе ко второму — третьему году жизни дети уже способны использовать фонематический слух полностью, анализируя и воспринимая все фонемы родной речи. Ребенок в таком возрасте начинает слышать речь с учетом ее фонематических признаков. Постепенно приобретается умение узнавать неправильно произносимые слова, понимать, чем отличаются нюансы произношения. Но речь продолжает формироваться, оставаясь далеко от совершенной.
  • В дальнейшем ребенок учится говорить правильно. В его мозгу формируются точные звуковые образы различных слов и отдельных отличающихся фонем.
  • Прогрессирующее развитие фонематического слуха считается важным этапом в овладении навыками грамоты (чтением и письмом). Если звуковое различение не полностью сформировано, ребенок начинает усваивать (запоминать, повторять либо писать) не сказанную информацию, а услышанную.

Безусловно, формирование фонематического слуха напрямую зависит от работы органов слуха. Так, при тугоухости ребенок не может полноценно дифференцировать звуки и слова, соответственно, его развитие замедляется и нарушается.

Специалисты-логопеды рассматривают понятие «фонематический слух», как наличие способности:

  • Узнавать звуки.
  • Сравнивать их.
  • Повторять элементы, которые составляют слово.

Выявить нарушения фонематического слуха возможно еще в раннем возрасте, когда ребенок не может полноценно выражать свои мысли, облекая их в понятные речевые формы. Его с трудом воспринимают сверстники. А при отсутствии своевременного обнаружения проблемы и отсутствии ее коррекции может произойти серьезное речевое недоразвитие, которое выльется в нарушение обучения.

Фонематический слух – это важное умение ребенка, которое он приобретает с возрастом. Благодаря ему дети воспринимают информацию на слух, а со временем приобретают представление о расчленении потока речи на отдельные составляющие звуки.

Фонематическое восприятие

Данный термин используется для обозначения искусственного звукового анализа, находящегося в основе обучения навыкам грамоты. Благодаря фонематическому или фонемному восприятию становится возможным:

  • Понимание, присутствует ли определенный звук в части речи или нет.
  • Дифференциация звуков, которые звучат похоже.
  • Определение, в каком месте присутствует определенный звук.
  • Осознание, в какой последовательности расположены звуки в слове, а также каково их количество.

Развитие фонематического восприятия начинается довольно рано, когда маленькие дети внимательно отслеживают артикуляцию взрослого при произнесении каких-то слов. Поэтому все специалисты подчеркивают необходимость грамотной, четкой и внятной речи при общении с младенцами и тем более детьми постарше.

В чем разница?

Таким образом, различие фонематического слуха и фонематического восприятия является достаточно принципиальным. Первичное умение ребенка воспринимать фонемы, понимать родную речь, а также воспроизводить слова является вполне достаточным для общения в социуме. Однако для формирования даже базовых грамматических навыков фонематического слуха совершенно недостаточно. Важно развить более высокие формы такого умения, научиться анализировать звуковую структуру слова – овладеть фонематическим восприятием. И постижение такой способности не происходит спонтанно, ей обучают взрослые – родители и педагоги (иногда с врачебной помощью).

Фонематическое восприятие формируется полноценно во время обучения письму и чтению, однако его развитие затрудняется при неразвитости фонемного слуха. Малыши с подобными проблемами:

  • Испытывают сложности в запоминании букв и соотношении их со звуками.
  • Медленно читают.
  • Ошибаются при письме.

Соответственно, хороший фонематический слух – это важнейшее условие для формирования звукового восприятия и полноценного обучения. Поэтому даже несущественное снижение остроты слуха у детей первых лет жизни может привести к проблемам в развитии и учебе в дальнейшем.



Добавить комментарий