Классификация нарушений слуха у детей

По статистике 10% всего населения земного шара имеет проблемы со слухом. Глухота и тугоухость могут быть врожденными и приобретенными, острыми или хроническими. Они также могут возникнуть в результате инфекций, травм или токсического влияния определенных веществ. Классификация нарушений слуха помогает врачам определить, в каком из отделов слухового анализатора локализована проблема, установить ее обратимость и подобрать правильное лечение.

Виды нарушений слуха у детей

Научно доказано, что около 15% информации об окружающем мире человек получает через слух. Для растущего организма это чрезвычайно высокий показатель. Утрата слуха у детей влияет на ход психического развития, препятствует нормальному мышлению, познанию мира, способна спровоцировать снижение интеллекта. При наличии данных проблем, детям сложно общаться с родителями, сверстниками и другими людьми.

Классификация детей с нарушением слуха определяет следующие виды нарушений:

  • Полную глухоту. При данной патологии у детей полностью потерян слух и возможность естественного восприятия речи. Специалисты относят к разным категориям ранооглохших детей, т. е. тех, что утратили слух до начала речевого развития или на начальных его этапах, а также позднооглохших, когда возможность слышать пропадает после формирования речи.
  • Частичную глухоту. Данная патология означает, что возможность слышать сохранена частично. Согласно классификации детей с нарушением слуха Боскис, их относят к тугоухим людям, т. е. к имеющим способность самостоятельно накапливать и пополнять словарный запас с помощью остаточной способности слышать.

Определяя вид и степень нарушения слуха у ребенка, важно выяснить, сохранен ли его интеллект и насколько он соответствует возрасту, имеются ли признаки умственной отсталости.

Степени тугоухости

Определить наличие патологии можно при помощи аудиометрии или специальных проб во время осмотра у ЛОР-врача. В международной классификации лиц с нарушением слуха выделяют следующие степени заболевания:

  • Слух в норме. Человек воспринимает звуки громкостью от 0 до 25 дБ, не испытывает проблем с восприятием речи, общением.
  • Первая степень тугоухости. Небольшое снижение возможности слышать, человек воспринимает звуки громкостью 26–40 дБ, слышит шепотную речь на расстоянии до 3 метров, разговорную – до 5–6 метров.
  • Вторая степень. Порог восприятия у людей с данной степенью тугоухости составляет от 41 до 56 дБ, они способны услышать шепот на расстоянии до 1 метра, громкую речь – в пределах 4 метров. На большем расстоянии больной плохо воспринимает речь, путает отдельные слова.
  • Третья степень. При среднетяжелой стадии пациенты воспринимают звуки, громкость которых составляет от 56 до 71 дБ. У таких больных сохранено восприятие громкой внятной речи на расстоянии до 2 метров. Они не слышат шепот, имеют трудности с общением по телефону.
  • Четвертая степень. Практически полная потеря возможности слышать, порог восприятия 72–90 дБ. Пациентам данной группы понятен только крик, слова, произнесенные громким голосом на ухо или речь, усиленная наушниками.

В случае если слух снижен более чем на 90 дБ, диагностируется глухота.

С возрастом, когда речь уже сформирована и имеется значительный словарный запас, патология звуковоспринимающего аппарата влияет на общение, основанного на возможности слышать.

Взрослые глухие люди могут без затруднений общаться с помощью письменной речи или языка жестов. Именно поэтому нарушение правильного восприятия звуков для ребенка более критично, чем для взрослого человека.

Классификация по Нейману

Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха помогает разделить детей, имеющих различную степень нарушения слуха и уровень речевого развития, на группы:

  1. Глухие люди, воспринимающие самые низкие частоты в пределах 125–150 Гц. Обладают способностью реагировать на громкую речь возле ушной раковины или на интенсивный крик.
  2. Дети, воспринимающие частоты от 150 до 500 Гц. Слышат громкую речь, произнесенную возле самого уха, способны отличить друг от друга гласные «о» и «у», воспринимают крик.
  3. Люди, у которых сохранена способность различать звуки в диапазоне низких и средних частот (от 125 до 1 тыс. Гц).
  4. В нее входят дети, которые слышат звуки с частотой от 1250 до 2 тыс. Гц.

Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха, а также степень тугоухости являются основанием выбора места учебы для слабослышащего ребенка.

Предпосылки развития патологии

В зависимости от причины, которая вызвала нарушения слуха, специалисты выделяют тугоухость:

  • Кондуктивную. Когда на пути прохождения звуковой волны возникает препятствие (серная пробка, средний отит, отосклероз, инородные тела, новообразования). Такой вид тугоухости хорошо поддается лечению консервативным и хирургическим путем, редко приводит к инвалидизации пациента.
  • Нейросенсорную. Ее причины кроются в нарушении преобразования энергии звуковых волн в нервные импульсы. Это нарушение возникает при патологии внутреннего уха и улитки, поражении рецепторного аппарата. Встречается при акустической травме, после приема ототоксических лекарственных средств, при нарушении кровоснабжения в ухе. Данный вид тугоухости лечится сложнее, больные нуждаются в слухопротезировании.
  • Смешанную. Сочетает в себе признаки кондуктивной и сенсоневральной тугоухости.

Важно помнить, что термин «тугоухий» применяется только в медицине, в сурдологической педагогике такого ребенка описывают термином «слабослышащий».

При любом нарушении слуха, важно как можно раньше начать лечение или восстановить слуховой процесс, чтобы не препятствовать психоэмоциональному развитию ребенка.

Добавить комментарий