По статистике 10% всего населения земного шара имеет проблемы со слухом. Глухота и тугоухость могут быть врожденными и приобретенными, острыми или хроническими. Они также могут возникнуть в результате инфекций, травм или токсического влияния определенных веществ. Классификация нарушений слуха помогает врачам определить, в каком из отделов слухового анализатора локализована проблема, установить ее обратимость и подобрать правильное лечение.
Содержание
Виды нарушений слуха у детей
Научно доказано, что около 15% информации об окружающем мире человек получает через слух. Для растущего организма это чрезвычайно высокий показатель. Утрата слуха у детей влияет на ход психического развития, препятствует нормальному мышлению, познанию мира, способна спровоцировать снижение интеллекта. При наличии данных проблем, детям сложно общаться с родителями, сверстниками и другими людьми.
Классификация детей с нарушением слуха определяет следующие виды нарушений:
- Полную глухоту. При данной патологии у детей полностью потерян слух и возможность естественного восприятия речи. Специалисты относят к разным категориям ранооглохших детей, т. е. тех, что утратили слух до начала речевого развития или на начальных его этапах, а также позднооглохших, когда возможность слышать пропадает после формирования речи.
- Частичную глухоту. Данная патология означает, что возможность слышать сохранена частично. Согласно классификации детей с нарушением слуха Боскис, их относят к тугоухим людям, т. е. к имеющим способность самостоятельно накапливать и пополнять словарный запас с помощью остаточной способности слышать.
Определяя вид и степень нарушения слуха у ребенка, важно выяснить, сохранен ли его интеллект и насколько он соответствует возрасту, имеются ли признаки умственной отсталости.
Степени тугоухости
Определить наличие патологии можно при помощи аудиометрии или специальных проб во время осмотра у ЛОР-врача. В международной классификации лиц с нарушением слуха выделяют следующие степени заболевания:
- Слух в норме. Человек воспринимает звуки громкостью от 0 до 25 дБ, не испытывает проблем с восприятием речи, общением.
- Первая степень тугоухости. Небольшое снижение возможности слышать, человек воспринимает звуки громкостью 26–40 дБ, слышит шепотную речь на расстоянии до 3 метров, разговорную – до 5–6 метров.
- Вторая степень. Порог восприятия у людей с данной степенью тугоухости составляет от 41 до 56 дБ, они способны услышать шепот на расстоянии до 1 метра, громкую речь – в пределах 4 метров. На большем расстоянии больной плохо воспринимает речь, путает отдельные слова.
- Третья степень. При среднетяжелой стадии пациенты воспринимают звуки, громкость которых составляет от 56 до 71 дБ. У таких больных сохранено восприятие громкой внятной речи на расстоянии до 2 метров. Они не слышат шепот, имеют трудности с общением по телефону.
- Четвертая степень. Практически полная потеря возможности слышать, порог восприятия 72–90 дБ. Пациентам данной группы понятен только крик, слова, произнесенные громким голосом на ухо или речь, усиленная наушниками.
В случае если слух снижен более чем на 90 дБ, диагностируется глухота.
С возрастом, когда речь уже сформирована и имеется значительный словарный запас, патология звуковоспринимающего аппарата влияет на общение, основанного на возможности слышать.
Взрослые глухие люди могут без затруднений общаться с помощью письменной речи или языка жестов. Именно поэтому нарушение правильного восприятия звуков для ребенка более критично, чем для взрослого человека.
Классификация по Нейману
Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха помогает разделить детей, имеющих различную степень нарушения слуха и уровень речевого развития, на группы:
- Глухие люди, воспринимающие самые низкие частоты в пределах 125–150 Гц. Обладают способностью реагировать на громкую речь возле ушной раковины или на интенсивный крик.
- Дети, воспринимающие частоты от 150 до 500 Гц. Слышат громкую речь, произнесенную возле самого уха, способны отличить друг от друга гласные «о» и «у», воспринимают крик.
- Люди, у которых сохранена способность различать звуки в диапазоне низких и средних частот (от 125 до 1 тыс. Гц).
- В нее входят дети, которые слышат звуки с частотой от 1250 до 2 тыс. Гц.
Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха, а также степень тугоухости являются основанием выбора места учебы для слабослышащего ребенка.
Предпосылки развития патологии
В зависимости от причины, которая вызвала нарушения слуха, специалисты выделяют тугоухость:
- Кондуктивную. Когда на пути прохождения звуковой волны возникает препятствие (серная пробка, средний отит, отосклероз, инородные тела, новообразования). Такой вид тугоухости хорошо поддается лечению консервативным и хирургическим путем, редко приводит к инвалидизации пациента.
- Нейросенсорную. Ее причины кроются в нарушении преобразования энергии звуковых волн в нервные импульсы. Это нарушение возникает при патологии внутреннего уха и улитки, поражении рецепторного аппарата. Встречается при акустической травме, после приема ототоксических лекарственных средств, при нарушении кровоснабжения в ухе. Данный вид тугоухости лечится сложнее, больные нуждаются в слухопротезировании.
- Смешанную. Сочетает в себе признаки кондуктивной и сенсоневральной тугоухости.
Важно помнить, что термин «тугоухий» применяется только в медицине, в сурдологической педагогике такого ребенка описывают термином «слабослышащий».
При любом нарушении слуха, важно как можно раньше начать лечение или восстановить слуховой процесс, чтобы не препятствовать психоэмоциональному развитию ребенка.