Бронхит: психосоматика заболевания у детей и взрослых


Человек – существо мультиполярное во многих смыслах. Этот термин можно употребить, говоря и о причинах страдания человеческого тела. Люди, которые сталкиваются с тем или иным недугом, с досадной регулярностью уже не удовлетворяются просто констатацией факта хронизации процесса. Или утверждением, что болезнь вернулась, потому что в первый раз ее некачественно лечили. Они ищут и другие возможные причины недомогания, а также способы борьбы с ним.

В полной мере это относится и к патологиям системы дыхания. С учетом того, что обструктивные и аллергические формы бронхита охватывают все большие слои населения, автоматически возникает вопрос, в чем же глубинная причина болезни? Могут ли эмоционально-психологические проблемы вылиться в соматические страдания? И если да, то какова же психосоматика бронхита?

Провоцирующие факторы

Все причины практически любого заболевания можно разделить на 3 большие группы. Деление, конечно, условное, но оно помогает понять, где нужно искать корни проблемы. Бронхит может быть вызван несколькими причинами:


  1. Провоцирующие факторы – инфекционный агент, переохлаждение.
  2. Способствующие факторы – работа в неблагоприятных условиях, курение, проживание в экологически опасных зонах, переутомление, длительная антибиотикотерапия, хронические болезни, ослабляющие иммунную систему.
  3. Эмоционально-психологические факторы – хронический стресс, затаенная обида, любой эмоциональный дискомфорт.

Деление условно, обычно факторы из всех 3 групп в той или иной мере влияют на человека. И благодаря их совместному действию развивается болезнь.

Ведущим фактором обычно выступает патогенный микроорганизм или вирусный агент. Если лечение проводится правильно, организм не «подточен» хроническим недугом, а психика не травмирована стрессором, выздоровление наступает в результате стандартного курса терапии. И повторное заболевание возникает редко, и только при стечении ряда благоприятных для него условий.

Пересмотреть ведущий фактор имеет смысл, если:

  • Стандартная терапия не приносит результатов.
  • Бронхит принимает хроническую форму.
  • Развиваются признаки бронхолегочной обструкции.
  • Рецидивы становятся чаще и продолжительнее.

В этом случае на первое место может выступать аллергический или психосоматический элемент, а также генетическая предрасположенность.

Учитывая нестабильность детской психики, следует отметить, что бронхит у детей психосоматику может иметь ведущим обоснованием хронизации процесса. А также тяжелого течения болезни и перехода его в бронхиальную астму.


Признаки психосоматического бронхита у взрослых

К сожалению, психосоматическая составляющая любого заболевания изучена недостаточно. В основном из-за отсутствия точных инструментов, позволяющих измерить глубину обиды или силу стресса. Для этих целей разработаны специальные тесты и методики, но их расшифровкой может заниматься только психотерапевт или психолог, а врачам других специальностей это, к сожалению, не под силу. Отчасти поэтому считается доказательной медициной субъективной.

Психологический фон при соматических (телесных) патологиях выявляется в ходе доверительной беседы врача и пациента. Критериями, которые заставляют задуматься об эмоциональных корнях бронхита у взрослых служат:

  • Хронизация процесса после сильного эмоционального потрясения (развод, гибель близкого человека).
  • Рецидивы на фоне скандалов в семье.
  • Развитие болезни после ограбления, потери работы или других тягостных событий.
  • Досаждающий, мучащий кашель, часто без мокроты, который не удается победить с помощью стандартных методов терапии (противокашлевые, отхаркивающие, антибактериальные, иммуностимулирующие препараты).
  • Жалобы на давящие боли в груди, нехватку воздуха, на то, что «нечем дышать».
  • Общее угнетенное состояние пациента, уныние, признаки скрытой депрессии, отсутствие друзей.
  • Некомфортные, однообразные условия труда, работа, не приносящая удовлетворения.
  • Заниженная самооценка. Локус контроля смещен в сторону обвинения себя во всех проблемах.
  • Неумение прощать, пережить ситуацию и идти дальше, перманентное ощущение собственной неполноценности, несостоятельности или вины.

Все эти признаки позволяют предположить, что механизмы запуска болезни «зациклены» на той или иной психологической проблемы. Это значит, что пациент нуждается не только в медикаментах. Ему нужна консультация специалиста, который поможет осознать проблему, пересмотреть свой взгляд на нее, пережить и вновь почувствовать себя живым, счастливым и здоровым.

Популярные теории

Психосоматику бронхита описывает несколько теорий, которые связывают развитие болезней системы дыхания:

  1. С угрозой вторжения эмоционального или физического в пространство человека. Причем болезнь развивается на фоне разрешения ситуации, а не в момент напряженного ожидания.
  2. С неприятием окружающего мира или себя в нем, если бронхит протекает с аллергическим компонентом. Человек недоволен своим местом в жизни, мировым порядком, страной, в которой проживает и т. д. Но не обладает реальной властью либо способностями что-либо изменить.
  3. С общей нервозностью в семье, постоянными скандалами и ссорами.
  4. С недовольством семейным укладом, но недостаточной решимостью преодолеть проблемы. Пациент уходит в себя, впадает в уныние и болеет.
  5. С невысказанной обидой, затаенной злобой, «проглоченным» гневом.
  6. С обидой «родом» из детства, которая касается близких родственников.

Примечательно, что пациенты с сохраненными миндалинами в результате ссор и криков, проклятий, произнесенных вслух, или проглоченных обид чаще болеют ангинами. Те же люди, которые подверглись тонзиллэктомии, склонны к болезням бронхов и легких. Организм в обоих этих случаях словно бы лишается не только иммунного органа в физическом плане, но и теряет буфер, предохраняющий бронхи и легкие от эмоционально-психологической агрессии.

Также примечательно, что при стрессовых обстоятельствах у пациентов подросткового и юношеского возраста может подниматься температура до 40–41 С без дополнительных признаков болезни.

При благоприятном разрешении ситуации температура падает без медикаментов, при неблагоприятном может появиться кашель, одышка, бронхоспазм.

В области психосоматики работали И-Х. Хайнрот, перу которого термин собственно и принадлежит, Якоби, Ф. Александер, Э. Вейсс, З. Фрейд, С. Джелифф, Ф. Данбар. Многие известные врачи и психоаналитики отечественные и зарубежные посвятили свои труды описываемой отрасли медицины.

Исследователей, имеющих собственный негативный опыт, и принужденных искать решения своих проблем тоже привлекла психосоматическая медицина, как отрасль знания о человеке. Наиболее известной исследовательницей такого рода является Луиза Хей. Свой вклад внесли и другие специалисты: гомеопат и психолог В. Синельников, американский аллерголог Оланда Дейволт, исследовательница Лиз Бурбо.

Признаки у детей

Бронхит у детей – это своеобразный способ привлечь внимание взрослых. Кашель, хрипы и слабость дают детям ту заботу, дефицит которой ощущает ребенок в семье активно работающих родителей.

Основные признаки психосоматического бронхита у ребенка:


  • Нервозность.
  • Температура, которая с трудом корригируется антипиретиками.
  • Хриплое дыхание, одышка.
  • Приступы сухого, иногда влажного кашля.
  • Длительное течение болезни с периодами уменьшения симптоматики и «необоснованными» обострениями.
  • Слабая эффективность стандартной медикаментозной терапии.
  • Невозможность добиться стойкой ремиссии.

О хронических бронхитах принято говорить у детей в возрасте от 3 лет. До этого момента в качестве диагноза при частых и длительных рецидивах с одышкой и хрипами подозревают обструкцию бронхов.

Психосоматика у детей – один из ведущих факторов в развитии воспалительных заболеваний горла, системы дыхания, органов мочевыведения, а также аллергий.

Причины

Детская психика нестабильная, потому что находится на этапе становления. И все что говорят и делают близкие люди так или иначе накладывает отпечаток на то, что сохранит подсознание человека на всю жизнь. И даже не только на перечень детских заболеваний, но и на то, чем человек будет болеть в течение последующих лет.

У ребенка основными травмирующими факторами, вызывающими патологии бронхов, считаются:


  • Обида, нанесенная близкими людьми (чаще родителями).
  • Авторитарное поведение взрослых, подавление «я» ребенка.
  • Внушение ребенку чувства вины.
  • Чрезмерная критика со стороны близких.
  • Неспособность высказать свое мнение и спокойно воспринимать критику или просто чужой взгляд на какую-либо ситуацию. Эта проблема часто становится причиной бронхита в пубертатном периоде.
  • Неспособность ужиться в коллективе, общаться со сверстниками, неприятие ребенка другими детьми, отверженность. Чаще встречается в подростковом возрасте.
  • Стрессогенная атмосфера в семье, конфликт между родителями.
  • Отсутствие в семье общих «семейных» интересов, ценностей, занятий. Каждый увлечен своими делами, не считается с мнением остальных членов. Мало что делается совместно.

Психосоматика детских болезней требует более тщательного изучения как со стороны медиков, так и со стороны психологов. Но считается, что все негативные эмоции (обида, гнев, страх), которые ребенок не способен выразить, могут стать причиной бронхита, астмы.

Методы коррекции

Психосоматические недуги подлежать комплексной терапии, в которой принимают участие и терапевты, и пульмонологи, и психологи. Бронхит, психосоматика которого определена, требует применения психокорректирующих методик:

  • Психоанализ.
  • Арт-терапия.
  • Гештальт-терапия.
  • Аутогенные тренировки.
  • Прогулки на свежем воздухе.
  • Йога, как духовная практика и дыхательные упражнения.

Но температура, бронхоспазм, кашель требуют специфического медикаментозного лечения. Бронхиальная астма считается неизлечимым заболеванием, но многие пульмонологи могут поделиться практически невероятными историями исцеления пациентов с аллергическим бронхитом и астмой. Они сумели разрешить свои психологические проблемы, параллельно тренируя систему дыхания с помощью спортивной ходьбы и даже бега.


Добавить комментарий