Обследование фонематического слуха у дошкольников


Без фонематического слуха невозможно понимание речи. Как проводится диагностика его нарушений?

Фонематический слух

Звуки частей человеческой речи называются фонемами, а способность их различать — фонематическим слухом. Он относится к подвиду речевого слуха.

В любой речи есть характерные звуки, которые являются основополагающими при различении слов. В русском языке к ним относятся все гласные. Среди согласных практическое значение имеет твердость и мягкость, а также звонкость и глухость звуков. Для каждого языка характерны свои фонемы.

При несформированном слухе малыш не может понять, что ему говорят взрослые или другие дети. Кроме того, в дальнейшем у него возникают проблемы с чтением и письмом.

Ребенок путает сходные фонемы и воспринимает лишь то, что услышал. В таком виде он воспроизводит слова при чтении и отображает при письме. Они могут очень отличаться от сказанного в действительности.

При нарушении фонематического слуха речь в детском возрасте нередко оказывается бессвязной.


Диагностика нарушений

Очень важно своевременно проводить диагностику фонематического слуха у дошкольников. Это позволит выявить патологию на раннем этапе и провести необходимую коррекцию.

Из-за дефектов восприятия и различения фонем произносительная система языка у детей формируется неправильно. Такое нарушение принято обозначать термином «фонетико-фонематическое недоразвитие речи», или аббревиатурой ФФНР.

Обследование фонематического слуха проводит логопед. Впрочем, некоторые упражнения могут показать и родители.

Чаще всего специалист использует у детей следующие задания:

  1. Распознавание неречевых звуков.
  2. Различение слов, которые близки по своему звуковому составу.
  3. Различение сходных слогов.
  4. Различение фонем.
  5. Звуковой синтез и анализ.
  6. Фонематический синтез.

Логопед после детального исследования слуха подбирает основные упражнения и составляет специальную программу коррекции по индивидуальной или групповой методике. Если нарушение фонематического слуха выражено в легкой степени, он обучает родителей и в дальнейшем они могут заниматься с ребенком сами.

При тяжелых нарушениях нужна длительная совместная работа с дефектологом.

Первая встреча детей со специалистом, как правило, происходит в три года. Уже тогда он обследует ребенка и может диагностировать основные нарушения, а также определить, нужна ли коррекция.


При тяжелом ФФНР, кроме работы с логопедом, дошкольникам показан специальный коррекционный сад. Это позволит улучшить ребенку речь и подготовить его к обучению в школе.


Добавить комментарий