Лечебная физкультура, гимнастика для детей


Вопреки мнению большинства, ЛФК для детей – это комплекс мероприятий, направленный не только на лечение, но и на профилактику различных заболеваний. Правильно подобранная гимнастика способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем организма. Преимуществом лечебной физкультуры является возможность ее применения не только в специализированных медицинских центрах, но и в домашних условиях.

Показания и противопоказания

Адекватная физическая активность – неотъемлемый фактор всестороннего и гармоничного развития малышей. Выполнение различных физических упражнений тренирует силу, ловкость, выносливость, способствует усовершенствованию координации, формированию здоровой осанки, укреплению и закаливанию организма. Поэтому важность ЛФК для детей нельзя недооценивать.

Показания для проведения лечебной гимнастики:


  • Формирование здоровой осанки, предупреждение развития сколиоза и его устранение.
  • Коррекция и предупреждение плоскостопия.
  • Усовершенствование координации движений, развитие ловкости.
  • Развитие силовых качеств.
  • Развитие гибкости, подвижности суставов.
  • Воспитание силы воли.
  • Активизация обменных процессов.
  • Борьба с избыточным весом.
  • Наличие астенического телосложения.
  • Дисплазия тазобедренных суставов.
  • Малоподвижный образ жизни.
  • Гиперактивность.
  • Частые респираторно-вирусные заболевания.
  • Гипотрофия.
  • Временное или постоянное отклонение в работе сердечно-сосудистой системы.
  • Заболевания дыхательной системы, в том числе бронхиальная астма.

Несмотря на огромную пользу в лечении и профилактике различных патологий, лечебная физкультура для детей противопоказана при следующих состояниях:

  • Эпизод обострения хронической патологии.
  • Острая форма какого-либо недуга.
  • Астматический статус.
  • Рвота, тошнота.
  • Наличие новообразований.
  • Заболевания психического характера.
  • Присутствие болевого синдрома.
  • Печеночная недостаточность.
  • Почечная недостаточность.
  • Сердечно-легочная недостаточность.
  • Порок сердца с эпизодами декомпенсации.
  • Повышенная температура тела.
  • Недомогание, общая слабость.
  • Временным противопоказанием является плохое настроение и категорический отказ ребенка от проведения занятия.

Основное условие проведения гимнастики для малышей – систематичность. Нагрузка при этом должна увеличиваться постепенно и обязательно с учетом индивидуальных физических и психологических особенностей.

Малыши от рождения до года

ЛФК для детей от рождения до достижения ими одного года – это совокупность пассивных, активных и рефлекторных упражнений. Для максимально правильного выполнения гимнастических комплексов рекомендуется предварительно проконсультироваться у педиатра.

Объем упражнений для ребёнка, возраст которого менее одного года, изменяется и усложняется как с течением месяцев, так и с учетом физического и психологического взросления.

От одного до трех месяцев:

  • Разгибание спинки. Уложить ребенка на бочок, двумя пальцами легко провести по позвоночнику, по направлению снизу вверх. Количество повторений – два-три, затем сменить бок.
  • Поднимание головки. Уложить малыша на животик, одну руку разместить на голени, зафиксировав их, другой рукой пытаться приподнять ребенка. Повторить один-два раза.
  • Разгибание и сгибание пальчиков ног. Выполнить легкое надавливание на подошву, в области пальчиков, затем провести по наружному ребру стопы. Количество повторений – три-четыре раза.
  • Пританцовывание. Удерживая ребенка под мышки, поднести его к твердой ровной поверхности, так, чтоб он едва касался стопами. Выполнять от четырех до шести раз.

От трех до шести месяцев:

  • Скрещивание ручек на груди и разведение в стороны. Повторять четыре-шесть раз.
  • Из положения на спинке переворачивать малыша на животик вправо и влево, удерживая его за стопы и предплечья. Выполнять по два раза.
  • Завести одну руку под живот ребенку, а вторую под бедра, приподнять над поверхностью. Количество повторений – два-три раза.
  • Стимулирование отведения и приведения стоп, путем проведения пальцем, с небольшим усилием, вокруг подошвы.
  • Разгибание и сгибание ручек, ребенок в положении на спинке. Выполнять шесть-восемь раз.
  • Уложить ребенка на спину, обхватить голени руками. Сгибая ножки в коленных и тазобедренных суставах, опускать стопы на стол, одновременно и поочередно. Количество повторений – восемь-десять.

От шести до девяти месяцев:

  • Круговые движения ручками, уложив малыша на спинку. Выполнять шесть-восемь раз.
  • Поднимание прямых ножек, до положения перпендикулярного столу, колени при этом должны быть зафиксированы. Количество подъемов – четыре-шесть.
  • Стимулирование ползания, путем создания опоры под стопами и размещения яркой игрушки впереди, на расстоянии двадцати-тридцати сантиметров.
  • Уложив малыша на спинку, выполнять разгибания и сгибания ног в коленных и тазобедренных суставах. Количество повторений – четыре-шесть.
  • В положении на спинке выполнять сведение лопаток, путем отведения рук назад. Повторить два-три раза.
  • Уложить ребенка на спинку, прямыми, затем согнутыми в коленках ногами, выполнять круговые движения в тазобедренных суставах. Повторить шесть-восемь раз.

От девяти месяцев до одного года:

  • Разгибание и сгибание ножек в положении лежа на спинке или сидя, с опорой под спиной. Выполнить пять-шесть раз.
  • Поднимание на ножки из положения лежа на спинке, поддерживая ребенка за предплечья. Количество повторений – два три раза.
  • Выполнение наклона, с последующим выпрямлением путем поднимания игрушки, расположенной на полу. Повторить два-три раза.
  • Доставание игрушки, расположенной на уровне плечевого пояса (игрушку удерживает взрослый). Количество повторений – четыре раза.
  • Ходьба с помощью взрослого на протяжении одной-двух минут.

Помимо выполнения различных упражнений, ребенку до одного года также рекомендуется делать массаж. Данная процедура способствует разминке мышц, которые невозможно задействовать посредством выполнения физических упражнений.

От одного до трех лет

Гимнастика для малышей от одного года до трех лет должна базироваться на таких элементарных движениях, как ходьба, лазание, прыжки, игры с мячом, кубиками, кольцами и иными игрушками. Подбор комплекса должен происходить с учетом индивидуальных характеристик.

От одного года до трех лет:

  • Предложить малышу пройтись по узенькой тропке (заранее нарисованной мелом) сначала с помощью родителя, а затем самостоятельно.
  • Ходьба по доске, размещенной под небольшим углом. Придерживая малыша, необходимо помочь ему сначала взобраться на вершину, затем спуститься.

  • Обучение ходьбе приставным шагом в левую и правую стороны. Для удобства необходимо предварительно нарисовать мелом узкую дорожку, ширина которой бы совпадала с длинной стопы ребенка.
  • Предложить поиграть в догонялки под музыку быстрого и медленного темпа. Когда ритм музыки возрастает необходимо переходить на бег, когда замедляется – стараться догнать быстрым шагом.
  • Преодоление различных препятствий путем перешагивания, затем перелезания.
  • Обучение залазить на возвышенные поверхности. Для начала это может быть небольшой ящик, низкий диван, затем скамейка и стул.
  • Раскачивание на качелях с подстраховкой взрослого, способствует развитию равновесия, что в дальнейшем позволит усовершенствовать навыки ходьбы.
  • Ползание на четвереньках по ровной поверхности, узкой скамейке, под скамейкой.

Чтобы у детей не пропадало желание выполнять различные упражнения, необходимо проводить занятия исключительно в игровой форме. Место проведения может быть не только дома, но также на улице. Отличным решением станет проведение игр под веселую музыку.

От трех до семи лет

Занятия гимнастикой у детей дошкольного возраста играют важную роль не только в благотворном воздействии на дыхательную, сердечно-сосудистую, иммунную и другие системы организма, но и в формировании выносливости, ловкости и общей работоспособности.

От трех до пяти лет:

  • Наклоны в стороны, ручки при этом должны быть прямые, поднятые вверх, стопы на ширине плеч.
  • Имитация сбора ягод или грибов из положения сидя на корточках.
  • Перевороты со спины на живот и обратно, в обе стороны.
  • Прыжки на левой, правой и на двух ножках на месте.
  • Выполнение упражнения под названием «велосипед».
  • Повороты туловища в левую и правую стороны, с разведение ручек в стороны.
  • Выполнение прыжков на месте, на двух ножках, с поворотом на сорок пять градусов, в левую и правую стороны.
  • Приседание с удержание мяча в руках, вытянутых перед собой.

От пяти до семи лет:

  • Выполнение наклонов вперед с поочередным касанием пятки левой и правой ноги, стараться при этом держать спинку максимально прямо, не сутулиться, коленки не сгибать.
  • Поднимание ножки, согнутой в колене, до положения бедра параллельно полу, руки при этом отвести назад и выполнить хлопок в ладоши.
  • Поднимание прямой ножки до положения параллельно полу и выполнить хлопок в ладоши под поднятой ногой.
  • Присесть на корточки и из такого положения стараться выпрыгнуть максимально высоко вверх, затем – максимально далеко вперед.

Количество повторений зависит от общей подготовленности деток и, как правило, составляет не менее четырех-шести раз. Регулярное выполнение гимнастических комплексов незаменимое условие гармоничного физического, психологического и умственного развития детей.

От семи до десяти лет

Выполнение общеукрепляющих упражнений способствует не только развитию у детей различных физических качеств, но и помогает справиться с нагрузками умственного характера, что особенно актуально в начале школьной жизни.

От семи до десяти лет:


  • Поднять ручки вверх, потянуться, подняться на носки.
  • Поочередно становиться на носки, затем на пятки.
  • Выполнение наклонов в стороны, ручки при этом удерживать вверху, не сгибая в локтевых суставах.
  • Занять устойчивое положение и производить круги корпусом в левую сторону, затем в правую.
  • Поочередное выполнение прыжков на левой, затем на правой ножке, стараясь выпрыгнуть максимально вверх.
  • Выполнение полуприседаний, ручки при этом удерживая перед собой.
  • Присесть на корточки, упереться ладонями в пол, выпрыгнув, принять положение упор лежа, затем вернуться в начальное положение.
  • Развести руки в стороны, правую ногу поднять вперед, немного согнув в коленном суставе, стараться удержать равновесие на восемь-десять счетов, выполнить то же самое на другую ногу.

Каждое упражнение выполнять по шесть-восемь раз. Гимнастика для деток младшего школьного возраста содержит различные упражнения, направленные на усовершенствование физических качеств, приобретенных ранее.

От десяти до четырнадцати лет

Гимнастика и другие общеукрепляющие упражнения, выполняемые в подростковом возрасте – это отличная база для дальнейшего создания своего тела. Важным условием является выполнение комплексов технически правильно и с максимальной амплитудой.

От десяти до четырнадцати лет:


  • Ходьба на месте, постепенно переходящая в обычную ходьбу в движении.
  • Подъем на носки с одновременным подниманием прямых рук вверх.
  • Выполнение круговых движений в плечах, затем локтевых и кистях. Амплитуда максимальная, обязательно следить за осанкой.
  • Выполнение маховых движений ногой вперед, в сторону и назад у гимнастической стенки.
  • Приседания поочередно на левой, правой ноге, затем на двух.
  • Отжимание с лавки или на полу.
  • Наклоны вперед, к левой ноге, затем к правой.
  • Различные комбинации упражнений с мячом. Подбрасывание и ловля, броски об стену, броски партнеру.

Гимнастический комплекс должен строиться таким образом, чтобы выполнение упражнений задействовало как можно больше мышечных групп и способствовало развитию всех жизненно необходимых физических качеств.


Добавить комментарий