Методы коррекции нарушений слуха у детей

Нарушения слуха у детей являются довольно-таки распространенной проблемой. Они могут быть врожденными либо приобретенными, но в любом случае негативно отражаются на развитии и требуют адекватной комплексной коррекции.

Лечение

Терапия нарушений слуха у деток проводится после выполнения комплексной диагностики и зависит от первопричины развития такой проблемы. Лечение может быть:

  • Немедикаментозным.
  • Лекарственным.
  • Оперативным (хирургическим).
  • С использованием слуховых аппаратов.

Методики терапии подбираются в индивидуальном порядке лечащим врачом. При необходимости специалист может сочетать несколько способов коррекции для достижения максимально возможного эффекта.

Нелекарственная терапия

Немедикаментозная коррекция подразумевает устранение факторов, которые могли повлечь за собой снижение слуха, в частности:

  • Очистку слухового прохода.
  • Извлечение серной пробки.
  • Удаление инородного тела.

Помимо того, эта группа терапевтических мероприятий подразумевает соблюдение охранительного режима. Маленьким пациентам с нарушениями слуха необходимо:

  • Отказаться от применения наушников.
  • Не слушать громкие звуки (музыку).
  • Беречься от сильного шума.
  • Отказаться от использования ототоксичных медикаментов.
  • Вести максимально здоровый образ жизни.

Коррекция слуха у деток может подразумевать применение некоторых методик физиотерапии. Оптимальный способ воздействия подбирается в индивидуальном порядке в зависимости от типа выявленных нарушений. В частности, могут использоваться методы:

  • Лекарственного электрофореза. Электроды могут накладываться на участок сосцевидных отростков, в таком случае применяют калия йодид и лидазу. Иногда электрофорезом воздействуют на воротниковую зону, используя дибазол, никотиновую кислоту и дротаверин.
  • Дарсонвализации. Этот метод подразумевает воздействие на кожные покровы импульсных токов, которые отличаются высокой частотой, высоким напряжением и малой силой.
  • Эндаурального фоноэлектрофореза. При такой методике электроды помещаются непосредственно в ухо.
  • Иглоукалывания. Данный способ терапии подразумевает воздействие на организм специальными иглами, которые вводятся в области особенных биологически активных точек.
  • Гальванизации уха. Это методика воздействия на орган непрерывным электрическим током, который отличается малой силой.
  • Лазерной эндауральной терапии. Подразумевает воздействие лазером непосредственно в структурах уха.
  • Сантиметровой терапии. Данный метод заключается в воздействии на организм электромагнитным полем с особенной частотой и четко определенной длинной волны.
  • Лечебного массажа.
  • Гипербарической оксигенации. Этот метод заключается в обогащении организма кислородом в специальной барокамере.
  • Амплипульстерапии в области шейных симпатических сплетений. Суть данного метода состоит в воздействии на организм синусоидальными токами.
  • Радоновых либо хлоридно-натриевых ванн.

Методики нелекарственного лечения часто носят вспомогательный характер и применяются параллельно с прочими способами терапии.

Медикаментозная терапия

Лекарственное лечение позволяет справиться с приобретенными нарушениями слуха. Средства терапии подбираются в индивидуальном порядке, среди них могут быть:

  • Антибиотики. Они эффективно нейтрализуют возбудителей инфекции. Отоларингологи обычно отдают предпочтение аминопенициллинам либо цефалоспоринам.
  • Мочегонные лекарства, представленные фурасемидом и пр. Способствуют снижению отечности и выведению лишней жидкости.
  • Гормональные медикаменты – глюкокортикоиды. Их предпочитают использовать, если нарушение слуха возникло внезапно. Такие лекарства оказывают мощное противовоспалительное воздействие.
  • Средства, способные улучшать микроциркуляцию крови.
  • Антиоксидантные препараты.
  • Ноотропные лекарства.
  • Антигипоксанты.
  • Витаминные препараты, в частности, витамин С и витамины группы В.

Лекарственная терапия может дать ощутимый терапевтический эффект при лечении приобретенных нарушений слуха. Довольно часто лечение начинают в стационарных отделениях, после чего продолжают в домашних условиях.

Оперативное лечение

Методы хирургической коррекции помогают справиться с различными видами нарушений слуха. Есть несколько видов оперативных вмешательств на ушах при подобной проблеме:

  1. Тимпанопластика. Данная операция позволяет восстановить целостность барабанной перепонки либо цепи слуховых косточек. Такая разновидность хирургической коррекции осуществляется исключительно по показаниям – при наличии у маленького пациента нарушений звукопроводящей системы.
  2. Шунтирование барабанной перепонки для устранения секрета, скапливающегося в барабанной полости.
  3. Мирингопластика. Это вмешательство является разновидностью тимпанопластики и направлено на восстановление целостности барабанной перепонки.
  4. Кохлеарная имплантация. Эта операция является методом слухопротезирования, при котором в структуры уха вживляют систему электродов, способную обеспечить полноценное восприятие звуковой информации благодаря стимуляции электрическими импульсами слухового нерва. Такой метод лечения оптимально подходит малышам, которые страдают от врожденной глухоты, и практикуется до достижения ними двух с половиной – трех лет. При приобретенных нарушениях слуха его используют, если слуховой аппарат не позволяет достичь нормальной слышимости звуков.

Хирургическое лечение нарушений слуха осуществляется в специальных клиниках под общим наркозом. При правильном выборе методики коррекции подобный способ воздействия дает ожидаемый эффект и помогает улучшить слух либо восстановить его.

Слуховой аппарат

Иногда врачи уже в первые полгода жизни малыша настаивают на применении слуховых аппаратов. Подобные устройства помогают некоторым пациентам с врожденными проблемами, а также показаны при определенных приобретенных патологиях. Современные слуховые аппараты – это уникальные микроэлектронные приборы, которые способны успешно компенсировать различные степени потери слуха. Опытные врачи помогают подобрать оптимальную модель такого устройства даже в раннем возрасте и, скорректировав его амплитудно-частотные свойства, могут достичь необходимого уровня усиления и достаточной разборчивости звука.

Правильно подобранный аппарат способен стимулировать развитие остатков слуха. Такое устройство неплохо тренирует слуховые анализаторы, активируя их центральные отделы, которые локализованы в коре головного мозга.

Рекомендации врачей:

  • Заподозрив у ребенка нарушение слуха, родителям необходимо в кратчайшие сроки обратиться к медикам и пройти полноценный осмотр. Также необходима консультация сурдолога и, по необходимости, консультация в кабинете слухопротезирования.
  • Важно предпринять все возможные меры по коррекции слуха у детей в раннем возрасте, так как ребенок должен полноценно воспринимать речь (еще до того, как начнет учиться говорить) в течение восемнадцати месяцев с момента рождения. При снижении слуха малыш перестанет реагировать на элементы речи, ухудшение слуха будет прогрессировать, а речевое развитие сильно нарушится.
  • Слуховые аппараты имеют определенные противопоказания. Возможность их использования определяется в индивидуальном порядке.
  • Подбор подходящего ребенку устройства осуществляется в индивидуальном порядке с учетом проведенного аудиометрического обследования. Аппарат должен обеспечить полноценное восприятие речи с максимальной разборчивостью ее элементов.

Родителям важно следить, чтобы слуховой аппарат использовался малышом с нарушениями слуха на постоянной основе. Устройство нужно надевать сразу же после пробуждения и не снимать до ночного сна. Лишь в этом случае коррекция слуха будет максимально успешной.

Развитие речи

Проблемы со слухом у детей приводят к естественным изменениям в восприятии мира. Такие малыши отличаются большей чувствительностью к запахам, а также к кинестетическим чувствам и зрительному образу. Полноценная реабилитация деток с нарушениями слуха возможна лишь при условии направленного развития речи, и оно начинается в семье. Родителям необходимо:

  1. Дать ребенку возможность слышать нормальную речь и визуально воспринимать работу артикуляционных органов.
  2. Не использовать жесты для общения, заменяя ними речь (если специалист не рекомендовал другого).
  3. Укреплять здоровье ребенка, предупреждать вторичные нарушения развития, воспитывать активность, формировать мотивацию к обучению и развивать коммуникативные навыки.
  4. Формировать словесную речь на своем примере за счет остатков слуха.
  5. Работать со специалистами: логопедом, сурдопедагогом и дефектологом.
  6. Добиться посещения ребенком обыкновенного общеобразовательного сада. Группа детей с нормальным слухом – это важнейшее условие для адекватного речевого и умственного развития. Само собой, параллельно нужно продолжать работать со специалистами.

Для детей с нарушениями слуха характерно некоторое недоразвитие ряда важных компонентов речевой системы. Они часто:

  • Неправильно согласовывают слова.
  • Пропускают предлоги или неправильно их используют.
  • Не различают определенные речевые элементы.
  • Испытывают затруднения в овладении правильной артикуляцией.
  • Обладают смазанной речью без интонационного окрашивания.
  • Разговаривают замедлено.
  • Обладают ограниченным запасом слов.

Справиться со всеми этими нарушениями можно при длительной и комплексной работе с логопедом и сурдопедагогом. Коррекция речи подразумевает:

  1. Проведение слуховых тренировок с применением звукоусиливающей аппаратуры. Такие занятия помогают развить слуховое восприятие речи, накопить речевой опыт и научиться использовать словесную речь в общении.
  2. Проведение музыкально-ритмических занятий, где дети обучаются различиям между пением и речью, воспринимают и воспроизводят музыкальные и неречевые элементы.
  3. Индивидуальные занятия с применением логопедических средств. Специалист обучает ребенка различным методикам постановки звуков, овладению голосом и дыханием.
  4. Развитие мелкой моторики. Такие занятия с детьми помогают им адаптироваться к активной работе, избавиться от накопленного напряжения и активировать речевую зону, которая в головном мозге локализована около зоны мелкой моторики.
  5. Занятия творческо-конструктивной деятельностью. Благодаря практической информации о форме, размерах и пространственной локализации предметов ребенок с нарушениями слуха обогащает словарный запас и активирует развитие когнитивных процессов (памяти, внимания и мышления).

Успешное развитие интеллекта и становление речи детей с нарушениями слуха является возможным только при комплексном подходе: лечении обнаруженных нарушений, слаженной работе родителей и педагогов.

Добавить комментарий