Основная функция органа слуха у человека – воспринимать колебания воздушной среды, что в целом можно охарактеризовать, как способность слышать. Эта часть нашего организма тесно связана с органами равновесия и начинает формироваться еще во время внутриутробной жизни.
Развитие
Первые составляющие органа слуха закладываются достаточно рано – еще в первые недели эмбрионального развития. По мере роста плода звуковоспринимающий аппарат активно формируется, уже к восьмому месяцу внутриутробной жизни плод способен воспринимать звуки в границах 20–5000 Гц, двигаясь в ответ на такое раздражение.
После появления ребенка на свет слуховая система продолжает совершенствоваться, хоть уже и способна к функционированию. Окончательное созревание органа слуха происходит к подростковому возрасту.
Реакции
Новорожденный ребенок способен реагировать на достаточно громкие звуки, что проявляется рядом безусловных реакций:
- Зажмуриванием.
- Вздрагиванием.
- Изменениями сердцебиения и дыхания.
- Паузой в сосании.
Подобные реакции управляются подкорковыми участками головного мозга, так как слуховые центры, локализованные в коре мозга, еще продолжают созревать. Характерная реакция на звук наблюдается у детей только к четвертой — шестой неделе жизни.
Этапы развития
Орган слуха продолжает свое постепенное развитие в соответствии с определенным графиком:
- Ушная раковина новорожденных малышей выглядит уплощенной, состоит из мягкого хряща и покрыта тоненькой кожей. Мочка, которая носит наименование дольки ушной раковины, отличается небольшими размерами. На протяжении первых пары лет жизни размеры ушной раковины у ребенка интенсивно увеличиваются, второй активный период роста наступает после десяти лет. При этом в длину такой участок растет быстрее, нежели в ширину. Так, у новорожденного ребенка ушная раковина по высоте лишь несущественно превышает ширину, а у взрослого эти параметры отличаются практически в два раза.
- Наружное ухо. Протяженность наружного слухового прохода у новорожденных и малышей раннего возраста является меньшей, нежели у взрослых. Также у деток такой участок является более узким, отличается щелевидной формой. Его образует исключительно хрящевая ткань. С ростом ребенка просвет становится овальным, а к подростковому возрасту – окостеневает.
- Барабанная перепонка. У деток новорожденного возраста такая мембрана является более толстой, нежели у взрослых. Для нее характерно практически горизонтальное положение, но с возрастом она постепенно наклоняется под углом 45–55° к горизонтальной плоскости, занимая такое положение снова-таки к подростковому возрасту. Размеры перепонки увеличиваются несущественно.
- Среднее ухо. Для новорожденных малышей характерна небольшая толщина стенок барабанной полости. Минимальной толщиной отличается верхняя стенка, которая отделяет этот участок от полости черепа. Интересно, что у малышей в ней присутствуют отверстия, соответственно, барабанная полость частично контактирует непосредственно с мозговой оболочкой. Подобная особенность увеличивает риск перехода инфекции к мозговым оболочкам, а это может вызывать менингит или менингоэнцефалит.
- Внутри среднего уха новорожденных малышей может находиться околоплодная жидкость, из-за чего колебания слуховых косточек становятся затрудненными. Именно поэтому новорожденные не слишком хорошо слышат и реагируют лишь на громкие звуки. Со временем жидкость рассасывается, соответственно, барабанная полость вместе со слуховой трубой наполняется воздухом. Благодаря этому слуховая чувствительность возрастает.
- Протяженность слуховой трубы у деток в первые месяцы жизни является меньшей, нежели у взрослых. Также этот участок выглядит более широким и характеризуется практически горизонтальным расположением. Именно из-за этой особенности строения у детей инфекция с легкостью проникает от верхних дыхательных путей к среднему уху, приводя к воспалительному поражению слизистых самой трубы, а также барабанной полости. Интенсивный рост слуховой трубы наблюдается после достижения ребенком годовалого возраста, она достигает полноценного размера примерно к пяти годам, также постепенно происходит сужение ее просвета.
- Слуховые косточки деток практически идентичны взрослым по своим размерам и структуре. Однако некоторые их участки состоят из хрящевой ткани, которая со временем окостеневает.
Нарушения развития органов слуха у детей чаще всего носят врожденный характер и в некоторых случаях могут привести к глухоте. Однако причиной проблем может стать и неблагоприятное воздействие различных факторов на детский организм уже после появления на свет.
Возрастные особенности
Поэтапное формирование органа слуха сопровождается совершенствованием способности воспринимать звуковые колебания. Возрастные особенности слуха:
- В один-два месяца жизни дети начинают вырабатывать условные реакции при систематическом воздействии звуковых раздражителей. В частности, подкрепляя кормление перезвоном колокольчика, можно вызвать сосательные движения, как реакцию на звуковое колебание.
- В два — три месяца дети способны отличать однородные звуки с разной высотой тона. Малыш начинает прислушиваться к голосу близких и незнакомых людей, могут агукать в ответ на такие сигналы, искать источник звука, перемещающийся в различные стороны.
- К полугоду слуховой аппарат уже достаточно хорошо развит, однако продолжают созревать слуховые центры, локализованные в коре мозга. Эти процессы затягиваются до подросткового возраста.
- К году дети умеют дифференцировать элементы речи и ориентироваться в интонациях говорящего.
- В течение следующих двух лет формирование речи у малыша способствует дальнейшему прогрессированию слуховых функций, помогает окончательно сформироваться речевому слуху. Благодаря этому дети умеют на слух определять звуковой состав речи, а это, в свою очередь, способствует произношению.
- В дошкольном возрасте слух продолжает развиваться. Дети проявляют повышенную чувствительность к высокочастотным звуковым колебаниям, поэтому сильный шум (громкая музыка) может восприниматься ними, как ощутимый дискомфорт. Врачи предупреждают, что, если жизнь ребенка в саду или дома постоянно протекает в условиях повышенного уровня шума (около 45–50 дБ), это становится причиной стойкого утомления и даже снижения слуха. Даже громкий разговор создает шум около 65–70 дБ.
- Максимальная уровень слуховой чувствительности фиксируется в возрасте пятнадцати – двадцати лет, но с возрастом она снижается. В частности, уже после сорока лет высокие звуки человек воспринимает на порядок хуже, а в пожилом возрасте возможны затруднения в понимании прерывистой речи либо звуков, перекрываемых помехами.
Нарушения слуха отрицательно сказываются на физическом и психологическом развитии детей. Поэтому родителям важно следить за тем, как ребенок воспринимает звуковые колебания в разном возрасте, и анализировать, соответствуют ли возрастные особенности органов слуха норме. Кроме того, важно способствовать функциональному развитию слухового аппарата:
- Нужно заниматься с детьми музыкой либо пением с раннего возраста. Особенно важную роль играют такие занятия в дошкольном возрасте.
- На пользу пойдут занятия танцами, ритмикой и пр. Некоторые специалисты уверяют, что развитию слухового анализатора способствует фигурное катание и художественная гимнастика.
- Важно учить малышей прислушиваться к тихим звукам, к примеру, шелесту листьев, чириканью птиц, шуму ветра и пр.
- Необходимо беречь детские уши от громких звуков, а также предупреждать физическое либо умственное утомление и резкие температурные перепады.
Анализировать правильность и особенности развития слухового аппарата под силу специалисту-отоларингологу. Коррекция обнаруженных нарушений должна осуществляться как можно раньше.