Особенности строения органов слуха в разном возрасте

Основная функция органа слуха у человека – воспринимать колебания воздушной среды, что в целом можно охарактеризовать, как способность слышать. Эта часть нашего организма тесно связана с органами равновесия и начинает формироваться еще во время внутриутробной жизни.

Развитие

Первые составляющие органа слуха закладываются достаточно рано – еще в первые недели эмбрионального развития. По мере роста плода звуковоспринимающий аппарат активно формируется, уже к восьмому месяцу внутриутробной жизни плод способен воспринимать звуки в границах 20–5000 Гц, двигаясь в ответ на такое раздражение.

После появления ребенка на свет слуховая система продолжает совершенствоваться, хоть уже и способна к функционированию. Окончательное созревание органа слуха происходит к подростковому возрасту.

Реакции

Новорожденный ребенок способен реагировать на достаточно громкие звуки, что проявляется рядом безусловных реакций:

  • Зажмуриванием.
  • Вздрагиванием.
  • Изменениями сердцебиения и дыхания.
  • Паузой в сосании.

Подобные реакции управляются подкорковыми участками головного мозга, так как слуховые центры, локализованные в коре мозга, еще продолжают созревать. Характерная реакция на звук наблюдается у детей только к четвертой — шестой неделе жизни.

Этапы развития

Орган слуха продолжает свое постепенное развитие в соответствии с определенным графиком:

  1. Ушная раковина новорожденных малышей выглядит уплощенной, состоит из мягкого хряща и покрыта тоненькой кожей. Мочка, которая носит наименование дольки ушной раковины, отличается небольшими размерами. На протяжении первых пары лет жизни размеры ушной раковины у ребенка интенсивно увеличиваются, второй активный период роста наступает после десяти лет. При этом в длину такой участок растет быстрее, нежели в ширину. Так, у новорожденного ребенка ушная раковина по высоте лишь несущественно превышает ширину, а у взрослого эти параметры отличаются практически в два раза.
  2. Наружное ухо. Протяженность наружного слухового прохода у новорожденных и малышей раннего возраста является меньшей, нежели у взрослых. Также у деток такой участок является более узким, отличается щелевидной формой. Его образует исключительно хрящевая ткань. С ростом ребенка просвет становится овальным, а к подростковому возрасту – окостеневает.
  3. Барабанная перепонка. У деток новорожденного возраста такая мембрана является более толстой, нежели у взрослых. Для нее характерно практически горизонтальное положение, но с возрастом она постепенно наклоняется под углом 45–55° к горизонтальной плоскости, занимая такое положение снова-таки к подростковому возрасту. Размеры перепонки увеличиваются несущественно.
  4. Среднее ухо. Для новорожденных малышей характерна небольшая толщина стенок барабанной полости. Минимальной толщиной отличается верхняя стенка, которая отделяет этот участок от полости черепа. Интересно, что у малышей в ней присутствуют отверстия, соответственно, барабанная полость частично контактирует непосредственно с мозговой оболочкой. Подобная особенность увеличивает риск перехода инфекции к мозговым оболочкам, а это может вызывать менингит или менингоэнцефалит.
  5. Внутри среднего уха новорожденных малышей может находиться околоплодная жидкость, из-за чего колебания слуховых косточек становятся затрудненными. Именно поэтому новорожденные не слишком хорошо слышат и реагируют лишь на громкие звуки. Со временем жидкость рассасывается, соответственно, барабанная полость вместе со слуховой трубой наполняется воздухом. Благодаря этому слуховая чувствительность возрастает.
  6. Протяженность слуховой трубы у деток в первые месяцы жизни является меньшей, нежели у взрослых. Также этот участок выглядит более широким и характеризуется практически горизонтальным расположением. Именно из-за этой особенности строения у детей инфекция с легкостью проникает от верхних дыхательных путей к среднему уху, приводя к воспалительному поражению слизистых самой трубы, а также барабанной полости. Интенсивный рост слуховой трубы наблюдается после достижения ребенком годовалого возраста, она достигает полноценного размера примерно к пяти годам, также постепенно происходит сужение ее просвета.
  7. Слуховые косточки деток практически идентичны взрослым по своим размерам и структуре. Однако некоторые их участки состоят из хрящевой ткани, которая со временем окостеневает.

Нарушения развития органов слуха у детей чаще всего носят врожденный характер и в некоторых случаях могут привести к глухоте. Однако причиной проблем может стать и неблагоприятное воздействие различных факторов на детский организм уже после появления на свет.

Возрастные особенности

Поэтапное формирование органа слуха сопровождается совершенствованием способности воспринимать звуковые колебания. Возрастные особенности слуха:

  • В один-два месяца жизни дети начинают вырабатывать условные реакции при систематическом воздействии звуковых раздражителей. В частности, подкрепляя кормление перезвоном колокольчика, можно вызвать сосательные движения, как реакцию на звуковое колебание.
  • В два — три месяца дети способны отличать однородные звуки с разной высотой тона. Малыш начинает прислушиваться к голосу близких и незнакомых людей, могут агукать в ответ на такие сигналы, искать источник звука, перемещающийся в различные стороны.
  • К полугоду слуховой аппарат уже достаточно хорошо развит, однако продолжают созревать слуховые центры, локализованные в коре мозга. Эти процессы затягиваются до подросткового возраста.
  • К году дети умеют дифференцировать элементы речи и ориентироваться в интонациях говорящего.
  • В течение следующих двух лет формирование речи у малыша способствует дальнейшему прогрессированию слуховых функций, помогает окончательно сформироваться речевому слуху. Благодаря этому дети умеют на слух определять звуковой состав речи, а это, в свою очередь, способствует произношению.
  • В дошкольном возрасте слух продолжает развиваться. Дети проявляют повышенную чувствительность к высокочастотным звуковым колебаниям, поэтому сильный шум (громкая музыка) может восприниматься ними, как ощутимый дискомфорт. Врачи предупреждают, что, если жизнь ребенка в саду или дома постоянно протекает в условиях повышенного уровня шума (около 45–50 дБ), это становится причиной стойкого утомления и даже снижения слуха. Даже громкий разговор создает шум около 65–70 дБ.
  • Максимальная уровень слуховой чувствительности фиксируется в возрасте пятнадцати – двадцати лет, но с возрастом она снижается. В частности, уже после сорока лет высокие звуки человек воспринимает на порядок хуже, а в пожилом возрасте возможны затруднения в понимании прерывистой речи либо звуков, перекрываемых помехами.

Нарушения слуха отрицательно сказываются на физическом и психологическом развитии детей. Поэтому родителям важно следить за тем, как ребенок воспринимает звуковые колебания в разном возрасте, и анализировать, соответствуют ли возрастные особенности органов слуха норме. Кроме того, важно способствовать функциональному развитию слухового аппарата:

  • Нужно заниматься с детьми музыкой либо пением с раннего возраста. Особенно важную роль играют такие занятия в дошкольном возрасте.
  • На пользу пойдут занятия танцами, ритмикой и пр. Некоторые специалисты уверяют, что развитию слухового анализатора способствует фигурное катание и художественная гимнастика.
  • Важно учить малышей прислушиваться к тихим звукам, к примеру, шелесту листьев, чириканью птиц, шуму ветра и пр.
  • Необходимо беречь детские уши от громких звуков, а также предупреждать физическое либо умственное утомление и резкие температурные перепады.

Анализировать правильность и особенности развития слухового аппарата под силу специалисту-отоларингологу. Коррекция обнаруженных нарушений должна осуществляться как можно раньше.

Добавить комментарий